Учебно-методическое объединение колледжа – разработчик программ прикладного
бакалавриата на модульной основе с применением кредитной технологии обучения
В течение последних двух десятилетий Казахстан стал активным участником мировых интеграционных процессов. Элементом экономической интеграции является качественная транспортная инфраструктура, обеспечивающая внутренние и транзитные перевозки грузов и пассажиров, с высоким уровнем сервисного обслуживания. Современные требования к качеству автомобильных дорог и уровню придорожного сервиса ставят перед автодорожной отраслью новые задачи. Многогранность данной проблемы требует проведения последовательной государственной политики развития автомобильных дорог.
Разработана «Программа развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы» в контексте задач, озвученных Главой государства в Стратегии «Казахстан-2050» Принимаемая программа не обошла вниманием и состояние наших автомобильных дорог, в рамках программы к 2020 году будет отремонтировано 30 тыс км автомобильных дорог. Глава Министерства инновационного развития сообщил: "В деятельности автодорожной отрасли предполагается реконструкция, капитальный, средний ремонт на 30 тыс км автодорог". По его словам, благодаря реализации данной программы к 2020 году в Казахстане 32 тыс км автодорог будет приведены в хорошее состояние, 46,6 тыс км будут удовлетворительного качества, оставшиеся магистрали планируется реконструировать в последующие годы. Для успешной реализации Программы потребуется привлечение значительных трудовых ресурсов высокой квалификации. Общая численность работников, занятых в отрасли, составляет около 18 тыс. человек. С учетом предполагаемого роста объемов работ и увеличения выработки на одного работающего, ожидается увеличение численности занятых в отрасли до 40 тыс. человек, в основном за счет увеличения численности работников в подрядных организациях. Особое внимание в развитии кадрового потенциала отрасли будет уделяться укреплению и укомплектованию соответствующим линейным персоналом служб контролирующих качество работ и безопасность дорожного движения, эксплуатацию мостов и специалистов по управлению проектами. Будет совершенствоваться система подготовки и переподготовки кадров для различных категорий рабочих и специалистов с учетом потребностей Программы. Планируется предусмотреть в бюджете автодорожной
отрасли целевые источники для повышения квалификации сотрудников Комитета и его территориальных органов. Продолжится реализация программы повышения квалификации кадров предусматривающая формирование ежегодного государственного заказа в учебных заведениях Министерства образования и науки Республики
Казахстан. Развитие кадрового потенциала должно охватывать такие направления как управление, технические вопросы, применение систем и организация производственной деятельности. Важно, чтобы персонал не просто следовал организационным нормам, но и умел анализировать их, а также выбирать из числа доступных вариантов оптимальные. Для этого наряду с проведением внутреннего обучения необходимо регулярно знакомить персонал с передовыми международными достижениями во всех сферах управления автодорожной отраслью.
Совершенствование существующих систем и технологий управления должно происходить с учетом современных требований. Управленческий и инженерно-технический персонал должен обладать необходимой
квалификацией для выработки альтернативных решений.
Конкретные меры по повышению профессионального уровня кадров в автодорожной отрасли будут включать:
ежегодное определение потребностей отрасли по подготовке и переподготовке кадров, участие в разработке учебных программ, организация учебных курсов по повышению квалификации кадров;
определение перспективных технологий, которые будут применяться в будущем, и организация подготовки
кадров, необходимых для новых технологий;
разработка программ подготовки и переподготовки кадров;
продолжиться формирование и развитие института повышения квалификации кадров в автодорожной отрасли.
Обеспечение будущих потребностей автодорожной отрасли в профессиональных кадрах предусматривается посредством взаимодействия с Министерством образования и науки Республики Казахстан по развитию системы
средне-специального и профессионально-технического образования и принятием конкретных мер по трудоустройству выпускников.
Учебно - методическая комиссия строительных дисциплин постоянно работает над совершенствованием преподавания спецдисциплин. На протяжении многих лет проблемными темами цикла являлись вопросы, связанные с интеграцией производства и колледжа.
Поэтому мы можем говорить о методах обучения, максимально сближающих процесс обучения с реальной трудовой деятельностью.
С 2011 года в колледже ведется подготовка кадров по специальности 1410000 «Строительство автомобильных дорог и аэродромов» по программе прикладного бакалавриата. Программа разрабатывалась с учетом пожеланий социальных партнеров и при их непосредственном участии.
Программа высшего колледжа обеспечивает профессиональную практико-ориентированную подготовку, характерную для программ технического и профессионального образования и профессиональную теоретическую подготовку, характерную для программ бакалавриата. Программа Высшего колледжа являлась экспериментальной
интегрированной образовательной учебной программой с нормативным сроком освоения 5 лет по трем ступеням
обучения. По завершении полного курса обучения и прохождения итоговой аттестации обучающимся
присваивается квалификация младшего инженера. Получение квалификации младшего инженера предполагается через углубленное освоение основных рабочих профессий дорожно- строительной отрасли с получением
практических навыков за счет теоретического и практического обучения предусмотренного стандартами, обязательного комплекса предметов получения высшего образования бакалавриата, более углубленного изучения общегуманитарных, социально-экономических, общепрофессиональных и специальных дисциплин на второй
и особенно на третьей ступени обучения по кредитной системе, где предусматривается кроме аудиторных занятий самостоятельная работа студентов (СРС), работа по силлабусам, что соответствует статье 20 п 2 пп 1 Закона РК «Об образовании».
На первой ступени реализуются учебные программы общеобразовательных дисциплин соответствующих требованиям ГОСО РК 4.05-2008 «Основные положения». Реализация образовательных программ
предполагается традиционным методом с применением модульных образовательных технологий.
Общеобразовательные дисциплины изучаются в объеме 1448 часов, без изменений требований Государственного стандарта образования Республики Казахстан (ГОСО РК 4.05-2008 «Основные положения» (приложение Д) .
Так же на первой ступени реализуются учебные программы отдельных общепрофессиональных и специальных дисциплин – 826 часов, соответствующих требованиям ГОСО РК 2.002-2008 «Среднее образование. Общепрофессиональные дисциплины занимают важное место в общей системе профессионального обучения. От
базовых знаний и умений, которые приобретают обучающиеся в процессе освоения этих дисциплин, зависит их возможность решать профессиональные вопросы с полным осознанием целостности всех процессов и явлений, грамотно выполнять практические, курсовые и дипломные работы.
В состав первого профессионального модуля для получения рабочей профессии установленного
уровня входят следующие дисциплины:
· Геодезия ,
· Геотехника,
· Строительные ,
· Архитектура,
· Строительные машины и оборудование».
Из общепрофессиональных дисциплин на первой ступени изучаются следующие предметы:
· «Инженерная графика»
· «Инженерная механика»
· «Строительные конструкции»
· «Основы гидравлики»
· «Делопроизводство на государственном языке»
По завершению обучения на первой ступени по итогам НОК присваивается квалификация по специальности 1410000"Строительство дорог и аэродромов" квалификация 141003 2 "Дорожный рабочий" (3 разряд – для выполнения подсобных работ при устройстве и ремонте всех видов дорожно- строительных работ и устройстве тротуаров).
На второй ступени распределение объемов учебного времени на дисциплины производится в соответствии требований ГОСО РК 5.04.019-2008 Высшее образование, Бакалавриат «Основные положения». Так же реализуются общегуманитарные и специальные дисциплины, соответствующие требованиям ГОСО РК 5.04.000-2008 для
получения рабочей профессии повышенного уровня квалификации и смежной профессии по специальности 1410000 "Строительства автомобильных дорог и аэродромов" квалификации 141009 2 "Машинист автогрейдера" (4,5 разряда). Объём теоретического и практического обучения составляет 1440 часов.
При практическом обучении для получения квалификации "Машинист автогрейдера" 4,5 разряд обучающиеся
проходят практику на современном оборудовании:
· на получение рабочей профессии повышенной квалификации - на объектах города и области по
долгосрочным договорам с социальными партнерами;
· на получение смежной профессии - на объектах города и области по долгосрочным договорам с социальными партнерами.
На второй ступени реализуются общегуманитарные, специальные дисциплины, соответствующие требованиям ГОСО РК 5.04.000-2008 .
На основании ГОСО 03.08.355-2006 специальность 050729 «Строительство» бакалавриат на второй ступени включены при апробации новых учебных программ следующие общегуманитарные дисциплины: «Высшая математика», «Курс общей физики», «Общая химия». «Профессиональный казахский язык», «Профессиональный иностранный язык», изучаются на второй и третей ступени для непрерывности обучения и формирования
навыков профессионального общения младшего инженера.
Специальные дисциплины составляют основу профессиональной подготовки с учетом возможной специализации.
Изучение специальных дисциплин обеспечивает теоретическую основу профессиональной компетентности и конкурентоспособности специалистов на рынке труда.
Содержание специальных дисциплин совместно с общепрофессиональными дисциплинами составляют основу профессиональной образовательной программы подготовки специалистов. Во второй профессиональный модуль для получения смежных профессий и повышения квалификации включены следующие предметы:
· «Инженерные системы»
· «Технология строительного производства»
· «Правила дорожного движения и безопасность движения»
· «Проектирование автомобильных дорог»
· «Основы автоматизированного проектирования автомобильных дорог».
На третьей ступени продолжается и завершается изучение общегуманитарных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, соответствующие требованиям ГОСО РК 5.04.000-2008 для получения квалификации младший инженер - строитель. (На основании «Закона об образовании» Республики Казахстан статьи 17 ВТШ
выпускает младших специалистов). Объём теоретического и практического обучения составляет 2412 часов.
Цикл социально-экономических дисциплин представлен в объеме 450часов. В данном цикле предусмотрено
изучение дисциплин: «Философия», «Основы экономической теории», «Основы права», «Социология», «Политология». Данные дисциплины и часы соответствуют ГОСО 03.08.355-2006 по специальности 050729 «Строительство» бакалавриат.
В третий профессиональный модуль включены следующие предметы:
· «Нормативная база в строительстве»
· «Охрана труда в строительстве и окружающей среды»
· «Экономика и менеджмент в строительстве»
· «Технология строительства автомобильных дорог»
· «Новейшие виды строительных материалов»
· «Мосты и тоннели»
·
«Эксплуатация автомобильных дорог»
Технологическую и преддипломную практику студенты проходят на базе ведущих предприятий отрасли (социальных партнеров).
Технологическая практика ставит своей целью закрепление, совершенствование и систематизацию полученных знаний при изучении специальных предметов на основе непосредственного участия в практической деятельности предприятий, учреждений или организаций; дальнейшие развитие навыков и умения по специальности;
привитие знаний организаторской деятельности в условиях работы трудового коллектива.
На II и III ступенях обучения по кредитной технологии разработаны и внедрены 13 силлабусов по
специальным предметам:
• Проектирование автомобильных дорог и аэродромов
• Инженерные системы
• Технология строительного производства
• Производственные предприятия
• Строительные машины
• Экономика производства
• Технология строительства автомобильных дорог
• Эксплуатация автомобильных дорог
• Нормативная база в строительстве
• Контроль качества в строительстве
• Инновационные технологии
• Мосты и тоннели
• Охрана труда в строительстве и окружающей среды За период обучения выполняются 9 курсовых проектов (работ)
• Архитектура
• Технология строительного производства
• Проектирование земляного полотна
• Проектирование дорожной одежды
• Мосты и тоннели
• Технология строительства земляного полотна
• Технология строительства дорожной одежды
• Эксплуатация автомобильных дорог
• Экономика производства
Преимущество высшей технической школы очевидно – это практикоориентированная подготовка высококвалифицированных специалистов. Учебные программы строятся исходя из потребностей производства.
Младший инженер может выполнять следующие виды деятельности: инженер по надзору за строительством; инженер-проектировщик автомобильных дорог и аэродромов; проектировщик мостов, транспортных тоннелей, гидротехнических сооружений. Младшие инженеры по дорожному строительству проводят научные исследования, связанные с разработкой и совершенствованием теории и методологии строительства, разрабатывают проекты, осуществляют строительство объектов, а также консультируют по этим вопросам. Их обязанности включают:
- проведение научно-исследовательских работ по теории и методологии в области строительства;
- проектирование и разработку проектных предложений и генеральных планов строительства городов, железных и автомобильных дорог и аэродромов, садово-паркового и ландшафтного строительства;
- проектирование мостов, транспортных тоннелей, гидротехнических сооружений, жилых зданий, систем
теплогазоснабжения, вентиляции, водопроводно-канализационного хозяйства и тому подобное;
- определение стоимости строительства, необходимого состава и количества оборудования, изделий и материалов и контроль их соответствия утвержденным проектам, стандартам, техническим условиям;
- руководство строительными работами;
- осуществление природоохранного строительства;
- взаимодействие и консультации в процессе деятельности с другими специалистами.
- подготовку научной документации и отчетов;
- выполнение родственных по содержанию обязанностей;
- руководство другими работниками.