АҚМОЛА ОБЛАСЫ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫНЫҢ ЖАНЫНДАҒЫ "КӨКШЕТАУ ҚАЛАСЫ, ЖОҒАРЫ ТЕХНИКАЛЫҚ КОЛЛЕДЖ" МЕМЛЕКЕТТІК КОММУНАЛДЫҚ ҚАЗЫНАЛЫҚ КӘСШПОРНЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КОММУНАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ВЫСШИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ, ГОРОД КОКШЕТАУ" ПРИ УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ  

Мы в соц.сетях

 

Список организаций

Галерея

Смотреть все>>>

Прикладной бакалавриат

В настоящее время у руководителей предприятий складывается новая система требований к специалистам, им нужны универсалы, которые умеют справляться с проблемными задачами, находить выход из сложных производственных ситуаций, быть  ответственными, владеющие  основами  предпринимательства.

К тому же на рынке труда востребованы не сами по себе знания, а способность специалиста применять их на практике, выполнять определенные профессиональные и социальные функции.

Миссия программы  Прикладного бакалавриата  направлена на решение  целого ряда  задач, ориентированного на целевую подготовку высококвалифицированного специалиста - инженера, владеющего несколькими рабочими квалификациями  и позволит повысить престиж и привлекательность получения  профессионально-технического  образования у молодежи.

  Как отметил Глава государства: «Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве».

Основная цель программ – подготовка выпускников к освоению современных производственных технологий в соответствии с потребностями инновационного развития экономики страны.

Целесообразность проведения эксперимента была обусловлена современными тенденциями технологического развития производства и новой структурой рабочих мест на рынке труда. Появилась потребность в подготовке  инженеров (прикладных бакалавров) в области техники и технологий, оптимально сочетающих базовые знания и практикоориентированные компетенции. Программы прикладного бакалавриата должны обеспечивать практическую подготовку выпускников, характерную для программ технического и профессионального образования и теоретическую подготовку, характерную для программ высшего образования на уровне академического бакалавриата. По существующим оценкам, к 2020 г. востребованность программ прикладного бакалавриата может составить третью часть рынка труда.

В рамках одного учебного заведения, оснащённого современным учебно-производственным и технологическим оборудованием, информационными технологиями обучают рабочих высокой квалификации, специалистов повышенного уровня  и инженеров.        

В результате реализации проекта прикладного  бакалавриата будет  формироваться  кадровый  потенциал высококвалифицированных инженеров, востребованных на  рынке  труда, владеющие  новыми технологиями, способные работать на  высокотехнологическом  оборудовании   для развития  современной промышленной индустрии Казахстана.

Преимуществом выпускников прикладного бакалавриата является необходимая рынку труда практикоориентированная подготовка, позволяющая успешно и без дополнительной профессиональной переподготовки на рабочем месте выполнять обязанности работника из нижней границы спектра должностей, требующих высшего образования, с другой стороны, - достаточная профессиональная теоретическая подготовка, дающая  право занимать должности вплоть до верхней границы спектра без дополнительных затрат времени на получение высшего образования.   Сроки обучения на базе 9класса -5 лет, для получения высшего образования -6 лет.

Интегрированные  образовательные программы ПБ  разработаны на основе требований работодателей (профстандартов),  и  включают дисциплины, регламентированные ГОСО  Бакалавриат  и профессиональные модули каждый из которых направлен на формирование готовности выпускника к выполнению определенного вида профессиональной деятельности в результате изменений технологии производства, модернизации предприятия.

Результат освоения программ трехуровневой подготовки - квалификация  младший инженер,    свободно владеющий  нескольким  рабочими профессиями современными инженерными знаниями  и, способный быстро адаптироваться к инновационным производственным процессам. 

         21 июня 2016 года состоялся первый в Казахстане выпуск 88 младщих инженеров для строительной, машиностроительной,  дорожной отраслей и автосервиса. Им вручены дипломы о послесреднем образовании (прикладном бакалавриате) за номером 0000001, в том числе 25 выпускников прикладного бакалавриата стали обладателями дипломов с отличием.

Сегодняшние выпускники востребованы предприятиями города Кокшетау и Акмолинской области. 67 выпускникам  колледжа представители крупных предприятий нашего региона вручили приглашения на работу.

Для   согласования интересов   работодателей в обеспечении высокого уровня профессиональной квалификации будущих специалистов разработаны интегрированные  образовательные   программы  прикладного бакалавриата и образовательные программы в соответствии с профстандартами.  Эти   модульно-интегрированные  программы  реализуются с 2011года в пилотном режиме и ориентированы на 3-х уровневую подготовку рабочих высокой квалификации, специалистов повышенного уровня  и инженеров,  а с   прошлого года у нас начата     подготовка  техников, операторов-наладчиков станка ЧПУ и техников-программистов с  умением пользоваться прикладными программами, разработанные  компаниями Pearson (Великобритания) и TAFE (Австралия).

В связи  с  этим у ВК-К есть будущее, ведь  проектируя экспериментальную программу в 2011 году в основе которого взята Концепция МОН РК 2006 года., мы учитывали, что не следует механически объединять программы, разработанные на основе государственных образовательных стандартов ТИПО и Бакалавриата. Мы взяли за основу ГОСО ТИПО по  подготовке специалистов  среднего звена и включили в интегрированную программу дисциплины из ГОСО Бакалавриата, исключив дублирование. Объединили в  профессиональные модули, в основе которых международный опыт ЕС, направленный на формирование готовности выпускника к выполнению определенных видов профессиональной деятельности.

Мы  работаем напрямую с предприятиями,  создав в ВК-К  маркетинговую службу, которая занимается изучением потребностей рынка труда и услуг, проведением консультаций с работодателями, определением  базы для прохождения  практики, заключением заявки, трехсторонних договоров  на профобучение.

Определяется  план-заказ целевой  подготовки  со  всех  предприятий, имеющих потребность в  технических  и технологических кадрах    с конкретным   указанием  количества  создаваемых  рабочих  мест  по специальностям и   уровню  квалификации соответствующих Классификатору занятий и Классификатору профессий и специальностей ТИПО.

Одновременно, меняются подходы к партнерству с  конкретным  работодателем, который знает, какое оборудование у него установлено на производстве сейчас, какое технологическое перевооружение предполагается в перспективе двух-трех лет, какие специалисты ему будут нужны под это оборудование. От работодателей требуется участие не только словом, но и делом, и в первую очередь это касается организации практики на производстве.

Новые подходы означают, что те, кто будут учиться по программам прикладного бакалавриата, должны не меньше или больше знать, а по-другому уметь, потому  как в колледже производственное обучение и профессиональная практика должны осуществляться в ситуациях, приближенных к реальной трудовой среде, или имитирующих ее, а также прямо на производстве.

       То есть мы будем отрабатывать новые инновационные подходы и старые забытые методы, внедряя дуальную и  кредитную  технологии  обучения. Уже с первого курса студенты работают в учебно-производственных  мастерских  колледжа, выпускают  продукцию 53 наименований и оказывают 27 видов ремонтно-сервисных услуг,  оттачивая     профессиональные навыки  уже в процессе обучения.

Содержание программы практики формируется вместе с работодателем и  проводится на базе  предприятий. По каждому виду деятельности разработан профессиональный модуль. Сколько видов деятельности  положено освоить по программе –столько программ практики. Каждая практика подкрепляет освоение профессионального модуля и сдачей квалификационного экзамена на присвоение квалификации с выдачей свидетельства государственного обрзца в рамках промежуточной аттестации.

Разработанная программа социального партнерства с более  чем 50 предприятиями  области,    предусматривает  финансовую  поддержку  лучших  студентов «именными  стипендиями»,  наличие заказов на изготовление и выпуск потребительских  товаров  и  изделий в учебно-производственных мастерских ВК-К.

Студент ВК мотивирован работать на производстве и стараться по итогам практики получить  предложение о трудоустройстве. У него спектр профессиональных  функций широк. У него ясна траектория карьерного роста. Мы будем готовить людей практически под конкретные рабочие места и  рассчитан на тех, кто знает, где и кем он хочет работать. Уникальность модульной программы ПБ  в  том,   что он позволяет  гибко  реагировать  на  запросы  работодателей, заменяя профессиональные  модули  с учетом специализации предприятия. Работодатели сами будут  отслеживать во время производственной практики, как формируются профессиональные компетенции студента.

Нами предложено  три программы ПЛ, Колледж, бакалавриат – интегрировать в одну. Ведь в каждой есть преимущества перед другой. Ориентация на новые цели образования - компетенции - требует не только изменения содержания изучаемых дисциплин, методов и форм организации образовательного процесса, а в первую очередь в признании исключительной роли мастера производственного обучения- учителя профессии. В Учебно-производственных мастерских( их у нас 9), где учебная среда является более эффективной, осуществляется выпуск готовой продукции. Мастер ПО формирует профессиональные навыки и умения по подготовке первой рабочей квалификации, дающей возможность совершенствоваться в течение жизни.

Из программ колледжа усилили все виды практики, с  привлечением индивидуальных наставников с производства  и старших мастеров колледжа. В системе современного образования актуальными являются вопросы разработки и внедрения в учебный процесс педагогических технологий, повышающих качество, уровень мотивации, привлекательность процесса познания. В соответствии с правилами организации КТО осуществлен полноценный переход на кредитную технологию обучения с третьего курса, характерную для программ бакалавриата. Разработан пакет документов модульной организации содержания образования в ВТШ на основе учета кредитов, методические рекомендации для преподавателей и студентов по организации и ведению всех компонентов учебного процесса при КТО и дистанционном обучении.

Образовательная программа ПБ может «работать» только при определенных условиях и в первую очередь учебному заведению нужен качественный кадровый ресурс: преподаватели, мастера ПО, имеющие опыт практической профессиональной деятельности. Пять лет работы в условиях эксперимента по внедрению ПБ значительно повысил уровень компетенции  наших педагогов.

В целях  формирования  у студентов профессиональных компетенций необходимых современному работодателю пересмотрена программа повышения педагогического  мастерства ИПР ВК-К.  17 преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения прошли стажировку на базе  5 предприятий  для проведения на новом качественном уровне практикоориентированных занятий. 42 преподавателя    работают экспертами и   авторами   учебников  и учебно-  методических  комплексов,  цифровых    образовательных  ресурсов,   42 сотрудника являются   обладателями  международных  сертификатов  педагогических  инноваций,  победителями   областных  и республиканских   профессиональных   конкурсов. Курсы повышения квалификации международные, республиканские, межрегиональные прошли 74%  ИПР ВК-К. 8 тренеров по обновлению и актуализации образовательных программ нового поколения.

Меняется роль преподавателя, он сопровождает, содействует, консультирует, осуществляет тьюторство. В коллективе создается инновационный климат: внедрение и применение практикоориентированных учебно-методических материалов  нового поколения ЭУМК и ЦОРы, апробация инновационных педагогических технологий и методов обучения, организация  рейтинговой системы   контроля  знаний, коренное  улучшение   и обновление учебно-лабораторного оборудования и приборов,  переоснащение   учебно-  производственных  мастерских,  модернизация  всего  аудиторного  фонда.

Студенты имеют доступ к комплектам электронной библиотеки, электронным учебно-методическим комплексам по всем дисциплинам программы, базам данных по профилю обучения, информационным справочным и поисковым системам. Студенты ВК успешно используют полученные знания и практическии опыт в проведенииэкспериментальной  и проектной деятельности связанной с разработкой конструкторской части дипломного проекта. Предприятиям нужен высококвалифицированный работник, который на «ты» с электроникой, с компьютером. ВК – это та самая возможность получить таких профессионалов для технической и технологической сферы деятельности,  имеющих дело со сложными компьютерными технологиями.

        Информатизация учебного процесса в ВК-К обеспечивает широкое применение средств информационно-коммуникационных технологий во всех видах учебной деятельности преподавателей и студентов.

В течении последних лет проводится  обновление  парка  деревообрабатывающих и металлорежущих станков с ЧПУ, приобретается интерактивное и мультимедийное оборудование для всех кабинетов и мастерских, автоматизированное  обучающее  оборудование и т.д. Перечень закупаемого оборудования согласовывался с будущими работодателями, благодаря чему соответствует требованиям современного производства.

Для успешной реализации образовательной  программы студент ВК большое значение имеет кейс учебно-профессиональной деятельности по формированию компетенций будущего специалиста, который включает индивидуальную образовательную траекторию студента, единый дневник производственной деятельности, отчетную документацию. Он обеспечивает студентов не только нормативной документацией, но и прививает ответственность, выполнение индивидуальных заданий, объективно оценить свою работу, собрать достижения и адаптироваться к трудовой деятельности. Работодатели сами будут отслеживать во время производственной практики, как формируются профессиональные компетенции студента, а те, кто будут учиться в ВТШ, должны не меньше или больше знать, а по-другому уметь.

  Практикоориентированная технология  обучения  позволяет значительно повысить  эффективность образовательного процесса через систему отбора содержания учебного материала,создание преподавателем условий, в которых студент имеет возможность сделать познание привычной и осознаваемой потребностью, необходимой для самоактуализации, саморазвития, оптимальной адаптации в обществе.

В ВК созданы условия для практикоориентированного обучения: Доля практикоориентированности программы определяется  по формуле и представлена на слайде

 Таким образом,  формируется идеальная модель конкурентоспособной личности будущего специалиста. Общий объем практической подготовки, включающей учебную и производственную практики, лабораторно-практические работы, курсовое и дипломное проектирование ,по  модели учебных  планов составляет 63-70% учебного  времени.

         Существенное отличие – содержание итоговой государственной аттестации. Тема дипломной работы или дипломного проекта выпускника конкретна, она должна будет решать ту или иную проблему  предприятия. Планируется также, что ведущие специалисты базовых предприятий примут активное участие в формировании тематики и содержания курсовых и дипломных работ студентов, соотнесут их с инновационными требованиями производства.

Все вышеперечисленное позволяет надеяться, что у прикладного бакалавриата при соответствующем организационном и научном сопровождении хорошее будущее. А наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом коллективе не могут не сказываться на качестве образования выпускника, успехах подготовки человека труда, на привлекательности и имидже учебного заведения ВК г. Кокшетау.

Предложения по совершенствованию ПБ.

1.Провести экспертизу и актуализировать интегрированные  программы с учетом профессиональных стандартов и требований к структуре ГОСО профессионального образования  на базе основного среднего образования со сроком обучения 4года 10 месяцев  с целью обеспечения целостности изучения образовательных программ, ведь непрерывное образование имеет целый ряд неоспоримых преимуществ.

2.Необходимо создать  РУМО прикладного бакалавриата по созданию  сети  ВК в РК.

3.Утвердить  пакет нормативно- правовой документации, регламентирующей реализацию  интегрированных программ практикоориентированного обучения.

4.Важнейшей составляющей интегрированной модульно-кредитной программы ПБ являются учебные дисциплины, которые обеспечивают фундаментальность подготовки инженера соответствующего профиля, без приставки «младший». Сравнительный анализ  сопоставимости часов  интегрированного  учебного  плана  с часами , предусмотренными в ГОСО Бакалавриата показывает, что это   «прикладной бакалавриат», который  оформлен в статье 20  Закона РК «Об образовании».Послесреднее образование как 5 (пятый) уровень образования ориентирован на рынок труда без дополнительного доучивания на производстве и  направлен на самостоятельное выполнение профессиональной деятельности,  способных быстро адаптироваться к инновационным производственным процессам путем формирования  профессионального  инженерного  мышления. 

      По завершении обучения  выдается диплом о послесреднем образовании с присвоением квалификации младшего инженера и  свидетельства подтверждающие наличие нескольких квалификаций достигнутого уровня. Вместе с дипломом выдается приложение к диплому, содержащий перечень освоенных дисциплин за период обучения с указанием кредитов и оценок в буквенном и цифровом выражении.  

       Для  продолжения обучения в ВУЗах выпускников, завершивших обучение по образовательным программам послесреднего образования предусмотреть ускоренное обучение по соответствующей специальности с зачетом кредитов.

      5.Преимуществом выпускников ПБ  является необходимая рынку труда практикоориентированная подготовка, позволяющая успешно и без дополнительной профессиональной переподготовки на рабочем месте выполнять обязанности работника из нижней границы спектра должностей, требующих высшего образования, с другой стороны, - достаточная профессиональная теоретическая подготовка, дающая  право занимать должности вплоть до должности инженеров 1-2 категории, инженеров по эксплуатации оборудования, механиков, техников, технологов и т.п. Таким образом,  в структуре системы образования  с 2015 г. - 5 уровень  послесреднее  образование  (прикладной бакалавриат) и по окончании его выпускник должен иметь  возможность поступления в магистратуру на 7 уровень.

Аксиомой  является    то, что человек  обретает свою квалификацию через опыт, а не через формализованное освоение конкретных компетенций, поэтому необходимо инвестировать в молодых граждан,  обладающих возможностями развития собственной квалификации. А  значит  поддержки и удачи в реализации  прикладного бакалавриата.

 

Спасибо за  внимание!

Страница создана: 12.02.2019 11:14
Страница обновлена: 26.03.2019 18:11

Текст