Наиболее действенной формой формирования молодого педагога является институт наставничества. «Наставничество- форма воспитания и профессиональной подготовки молодых рабочих, специалистов опытными наставниками» -такое определение наставничества даётся в словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова. Из этого определения следует, что в процессе воспитания педагога участвуют, как минимум, две ключевые фигуры- молодой педагог и опытный педагог наставник. На практике же процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов: обучаемого, самого наставника и организации-работодателя.
Закончив учебное заведение, пройдя соответствующую производственную или педагогическую практику молодой педагог вливается в сформированный педагогический коллектив, зачастую кардинально отличающийся от того идеала о котором ему говорили на лекциях в университете. У каждого педагогического коллектива есть своя , наработанная годами совместной работы, психологическая среда, межличностные отношения, методики и методы воспитания и преподавания. Попадая в такую среду молодой педагог, зачастую теряется в огромном объёме получаемой информации. Если вовремя не помочь и не поддержать молодого педагога в такой ситуации, у него могут возникнуть конфликты: сомнения в собственной состоятельности как в профессиональной, так и в личностной. Но, в современных условиях, молодой специалист, попав на новое место работы, должен в короткие сроки адаптироваться к новой практической деятельности. Вот в это время ему необходим старший товарищ, наставник, который сможет помочь ему в процессе адаптации, формирования его как педагога в данном коллективе и учебном заведении.
К категории молодых специалистов по положению о «школе молодого педагога», разработанных методической службой учебного заведения и утверждаемое руководителем, относятся начинающие педагоги со стажем работы до трех лет.
Наставниками являются опытные преподаватели, обладающие высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.
Вместе с педагогом-наставником молодому специалисту в первые месяцы работы следует наметить « пути - траектории», по которой он будет двигаться. Представлено это может быть в виде составления «Индивидуального образовательной карты».
На первом этапе необходимо определить и наметить все сложности, которые молодой специалист будет стараться преодолеть и нейтрализовать. Основной целью составления (проекта) индивидуальной образовательной карты молодого педагога является структурирование всех действий, направленных на знакомство с новой средой и с новой должностью.
Задачами проекта для молодого специалиста могут быть следующие :
- адаптация к новым условиям трудовой деятельности;
- знакомство молодого специалиста с должностью и обязанностями;
- сближение с коллективом;
- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, особенности деятельности учебного заведения и функциональные обязанности по занимаемой деятельности
- выполнять план профессионального становления в установленные сроки
- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности
- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить взаимоотношения с ним
- осуществление ролей «учитель», «классный руководитель»
- поиск подхода к учебной группы, а также индивидуального подхода к каждому отдельному учащемуся
- развитие умений общения с родителями
- осознание необходимости совершенствования своих знаний и умений;
- осознание необходимости педагогического роста (участие в семинарах, обсуждениях, встречах; выступление с докладами на педагогических чтениях; взаимопосещение уроков; участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства; прохождение курсовой подготовки).
- формирование собственной системы работы
- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень
- периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения