Программистом быть просто!
Уважаемые педагоги, учащиеся школ, колледжей и ВУЗов коллектив Высшего колледжа, г. Кокшетау поздравляет всех с началом учебного года!!!
IT-отрасль одна из наиболее динамически развивающихся областей бизнеса, программистом желает стать большая часть современной молодежи, потому что это не только престижно, но и интересно, программист это «творец»
виртуального мира.
Но к большому сожалению не все могут освоить азы программирования, пропадает интерес к изучению. В этой статье хочу поделиться опытом преподавания программирования для начинающих посредством блочного программирования.
Чтобы упростить обучение программированию, педагоги и разработчики создавали особые языки исключительно для получения базовых представлений (Pascal, Basic), потом взялись за визуализацию текста (Logo, Squeak Etoys). Последнее веяние
— блочное программирование. Это своего рода детский конструктор из цветных деталей, каждая из которых имеет свое имя. Правильно собранный конструктор приводит к появлению настоящего рабочего кода. Это оказалось действительно просто и понятно для детей. Scratch, первопроходца в данной области, быстро внедрили во многих американских школах сразу после официального запуска в 2007. Однако популярность превзошла самые смелые
ожидания — вузы стали вводить целые курсы для базового обучения программированию студентов, а многие IT-гиганты взялись за производство адаптаций. В итоге простой программный конструктор для самых маленьких превратился в феномен. Исследование, проведенное сразу в 4 американских вузах (MIT CSAIL, University of Alabama, Washington University и Wellesley College) выявило сразу 3 причины этого:
1. Словарь. Одна из главных сложностей в обучении программированию — необходимость запоминать структуру кода и большое количество специфических слов, регламентирующих то или иное действие. Сокращение такого словаря не оказывает должного эффекта, а вот блоки-подсказки позволяют ученику в меньшей степени думать о конкретных словах и больше — о процессе программирования.
2. Когнитивная нагрузка. Программирование сложно для новичков: оно заставляет мозг работать одновременно в нескольких направлениях — от творчества до логики. Блоки минимизируют когнитивную нагрузку до восприятия считанного числа цветных элементов, которые необходимо расставить в определенном порядке. Формально цель остаётся той же самой, что и во взрослом программировании, а такой подход привлекает.
3. Ощибки. На начальных этапах освоения программирования у учеников возникают трудности из-за множества мелких ошибок. Их поиск и устранение снижает мотивацию. В блочном программировании ошибки очевидны
благодаря набору и форме блоков, а результат, как правило, единичен. Сейчас существует большое множество сред блочного программирования. Наиболее популярные- Google Blockly и Scratch.
Компания Google выпустила свой новый визуальный язык программирования Google Blockly, который позволяет создавать программы вообще без ввода каких-либо символов или текста. Разработка здесь осуществляется из широкого набора типовых лего-блоков, логическая композиция и соединение которых позволяет реализовывать заданную алгоритмическую функциональность программы. Технически сам этот визуальный язык реализован на JavaS и позволяет составлять такие визуальные программы прямо в своем браузере, просто перетаскивая и компонуя в логические цепочки функциональные блоки, после чего такая программа может быть скомпилирована в более традиционный целевой язык, такой как JavaS, Dart или Python.
Scratch — это гораздо более навороченное решение, нежели чем Blockly. Это не только полноценный «визуальный объектно-ориентированный язык» (sic!) с элементами событийно-ориентированной логики, но и мультиплатформенное решение — его исходники доступны для Windows, Mac OS X и Linux. Несмотря на все навороты — это язык, который чаще всего используется для обучения детей основам программирования по всему миру.
Таким образом, можно смело утверждать, что блочное программирование идеально не только для детей, но
и для тех, кто не готов мгновенно принять. Блочное программирование будет хорошим помощником для учителей школ и колледжей для обучения основам программирования. Программирование превратиться в занимательную игру.
Заведующий отделением Мергунов Г.А.