ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
Дуальная система обучения – комбинация профессионального обучения в учебном заведении (теоретическое обучение) и ученичества на производстве (практическое обучение).
Внедрение дуальной формы обучения позволяет решить основную проблему профессионально-технического образования - разрыв между теорией и практикой. Система технического и профессионального образования как единая общегосударственная политика впервые в мире была организована именно в Советском Союзе. Уже начиная с 1920 г. была сформирована сеть школ фабрично-заводского ученичества, так называемые ФЗУ. Это было необходимо для обеспечения рабочими кадрами возрождающейся промышленности и нарастающей индустрии.
Школы ФЗУ действовали при крупных предприятиях для подготовки квалифицированных рабочих и являлись основным типом
профессионально-технической школы в СССР.[1]
Трудовые резервы СССР - это была система организованной, плановой подготовки квалифицированной рабочей силы для ведущих отраслей народного хозяйства путём обучения городской и сельской молодёжи в специальных учебных заведениях. В 1954 году появились первые профтехучилища (ПТУ) и к 1963 г. уже все школы ФЗУ приняли этот статус.
По профилю профтехучилища делились на технические (ТУ), средние (СПТУ), городские (ГПТУ) и сельские (СПТУ). Характерная особенность — тесная связь с производством. Обязательное условие при обучении - прохождение практик на рабочем месте. Ведь основная часть учебных заведений была закреплена за промышленными предприятиями и различными агрообъединениями. Ежегодно десятки тысяч выпускников ТУ, ГПТУ, СПТУ и техникумов пополняли рабочий класс. [2]
На сегодняшний день, общепризнанным лидером в деле организации дуального обучения считается Германия, где система профессионального образования отличается развитым институтом наставничества, практико-ориентированным обучением и
активным участием бизнеса в подготовке кадров. Опыт этой страны служит образцом для всего Европейского Союза. [3]
По оценке Международного института мониторинга качества рабочей силы (Швейцария), Германия является одним из лидеров по уровню квалификации кадров, а ее система дуального образования во многом является образцом для всего Европейского Союза.
В то время как наши молодые люди стремятся после школы поступить в ВУЗ, более половины детей в Германии проходят через профессионально-техническое образование, предпочитая иметь в руках «реальное дело».
В настоящее время в Германии насчитывается 450 основных профессий, из которых 344 – готовят в рамках дуальной системы обучения.[4]
Высокая надежность дуальной системы обучения объясняется тем, что она отвечает интересам всех участвующих сторон - предприятий, работников, государства:
- для предприятия дуальное образование — это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. К тому же есть возможность отобрать самых лучших студентов;
- для молодых людей дуальное обучение - отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни;
- в безусловном выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для своей экономики.
- заинтересованностью руководителей соответствующих учреждений в практическом обучении своего работника;
- учебное заведение, работающее в тесном контакте с Предприятием, учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам в ходе обучения и т.д.
Высший колледж города Кокшетау давно и успешно практикует данную технологию. Ярким примером этого служит посещение группы студентов нашего колледжа ( более 150 человек) во главе с директором Еслямовой А.К. ТОО «Асыл Арман». Во время
встречи с руководством предприятия ребята были ознакомлены с производством, оборудованием и технологией переработки материалов. Большое количество студентов изъявили желание пройти производственную практику на данном предприятии в рамках дуального обучения. Особенностью можПримечательно, что прогноз потребностей в рабочей силе фирмы составляют заранее, и свой путь к профессии выпускник германской школы, желающий получить экономическое или техническое образование, начинает не с выбора ВУЗа или ССУЗа, а с поиска предприятия, которое возьмет его на обучение. Если выпускник успешно проходит собеседование, предприятие заключает с ним договор на обучение. Основы профессии закладываются в специально созданных для этого центрах компетенций, теоретический курс осваивается в профессиональных школах, практические навыки – на предприятии.
Учебная программа формируется по заказу и при участии работодателей, которые, помимо этого, имеют возможность распределять объем учебного материала по дисциплинам в рамках одной специальности. На теоретическую и практическую части отводится
примерно равное количество времени. В роли преподавателей выступают сотрудники компании. Конечно, не каждый из них является прирожденным педагогом, но, по отзывам обучающихся, только такие преподаватели могут рассказать о том, чего нет ни в одном даже самом умном учебнике, и показать, как и что надо делать. Главное, что требуется от педагогов-производственников, – результативность.
Дуальная система профессионального образования, получила мировое признание, это наиболее распространенная и признанная форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении и производственное обучение на производственном предприятии.
Опыт использования дуальной системы обучения показал следующие преимущества этой системы по сравнению с традиционной:
- дуальная система подготовки специалистов устраняет разрыв между теорией и практикой;
- дуальная система обучения работников создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, т.к. качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах; но отметить готовность руководства предприятия оплачивать нашим студентам выполненную работу, что является в наше время большой редкостью.
Основная миссия колледжа выполняется успешно и выпускаемые специалисты отвечают всем требованиям
современного мира.
[1] Батышев С.Я. , Смирнов И.П., Смирнова С.Д. Проблемы профессионального образования. – М. : Акад. проф. образования, 2004. – 32 с.
[2] Беляева А.П. Дуальная система инженерно-педагогического образования. - Екатеринбург :
Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2007. – 408 с.
[3] Наин А.Я. Профобразование: перспективы. - Екатеринбург : Инга, 2014. – 98 с.
[4] Новикова А.М. Теория и практика обучения научно-техническому творчеству. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 183 с.
[5] Ткаченко Е.В., Кузембаев С.Б., Альжанов М.К. Специфика перехода на кредитное образование
// Современное общество, образование и наука. — Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-наука-общество», 2012. — С. 85-86.
[6] Андреев В.И. Система технического и профессионального образования в Германии - М. : Акад. проф. образования, 2011. – 32 с..
[7] Кузембаев С.Б., Альжанов М.К., Вазин К.Яи др. Перспективы дуального образования // Техническое и профессиональное образование // bilimstat.edu.kz.