АҚМОЛА ОБЛЫСЫ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫНЫҢ ЖАНЫНДАҒЫ "КӨКШЕТАУ ҚАЛАСЫ, ЖОҒАРЫ ТЕХНИКАЛЫҚ КОЛЛЕДЖ" МЕМЛЕКЕТТІК КОММУНАЛДЫҚ ҚАЗЫНАЛЫҚ КӘСІПОРНЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КОММУНАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ВЫСШИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ, ГОРОД КОКШЕТАУ" ПРИ УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

СоцСети

 

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Инновационные технологии при обучении физики

25.09.2017

Инновационные технологии при обучении физики

         

                                                  

 

 

 

                                 Оглавление

 Введение

Основная часть

1. Педагогические технологии

1.1.Понятие педагогических технологий

1.2. Инновационные технологии

Заключение.

Литература.

Приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Образование – это то,

что остается

 после того, как все выученное забудется.

Макс Теодор Феликс Фон Лауэ, физик

                            Введение

В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение в обучении. Процесс обучения превращается в процесс учения/научения. Развитие физического образования  обнажило ряд серьезных противоречий, отрицательно воздействующих на качественный уровень усвоения физических законов. Это противоречия:

 между постоянно растущим объемом информации и недостаточной гибкостью учебных программ и планов;

между требованиями общества к уровню развития, предметной подготовки учащихся и отсутствием реальных условий для их выполнения; между необходимостью  личностного и психического развития ученика и условиями улучшения здоровья учащихся;

 между прекрасной идеей гуманизации образования и ее быстрым воплощением в виде сокращения часов по естественным предметам,

между необходимостью строить обучение на основе творческой деятельности обучаемого, на основе ориентации «на личностный успех» и репродуктивным характером обучения массовой школы,

между индивидуальными личностными интересами обучаемого, зачастую определяемыми его познавательными возможностями, и существующими организационными формами обучения, ориентированными на работу преподавателя с группой.

   Очевидно, что актуальным  в педагогическом процессе становится использование   инновационных технологий, которые и формируют у учащихся навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора и анализа

необходимой информации, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Эти технологии предполагают принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие

эффективное достижение результата педагогической деятельности и базируются на системно-деятельностном  подходе, реализуют развивающее обучение,

исключают малоэффективные вербальные способы передачи знаний. мотивируют взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующих образовательные результаты.

 Исходя из всего сказанного,  я поставил перед собой следующую цель:  повысить  успешность обучения по предмету, создав условия для формирования положительной мотивации к учению с   применением  

инновационных технологий при обучении физике.

 

 

 Для достижения цели поставил перед собой следующие задачи :

ознакомиться с  теоретическим обоснованием инновационных  технологий обучения; использовать методы и приемы для практического применения технологий; создать диагностический материал для исследования

эффективности использования технологий.

Объектом исследования является процесс обучения физике в колледже.

Предмет исследования - инновационные технологии обучения физике.

Ожидаемый результат:

1.Повышение познавательного интереса к физике.

2. Успешная самореализация учащихся в учебной деятельности.

3. Развитие компетенций учащихся

4. Повышение качества обучения

 

                   1. Педагогические технологии

1.1.Понятие педагогических технологий

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).  Специфика педагогической технологии состоит в том, что построенный на ее основе  педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Признаками педагогической технологии являются: целеполагание; проектирование  педагогического процесса; наличие

диагностических средств и условий, гарантирующих достижение педагогических целей; средства анализа процесса и результатов деятельности учителя и учащихся. Любая педагогическая технология  должна удовлетворять ряду методологических требований: концептуальности, воспроизводимости, системности, управляемости, эффективности.

Принципами педагогической технологии являются:

 целостность, фундаментальность, культуросообразность, гуманизация обучения, деятельностный подход,

непрерывность образования. Субъектом  педагогической технологии является учащийся.  

1.2. Инновационные технологии.

Чем же отличаются инновационные технологии от традиционных?

Целью, методами, формами, результатом, ролью учителя. В современной педагогике одновременно существуют и друг друга дополняют  множество различных современных инновационных технологий: проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение, здоровьесберегающие , технологии на основе эффективности управления и

организации учебного процесса - компьютерные технологии обучения и т д. Все технологии обеспечивают развитие индивидуальности и самостоятельности учащегося. За время моей  работы в колледже сложилась своя система работы по обучению физике, основанная на использовании следующих инновационных  технологий, что позволяет

рационально организовать процесс обучения и добиться хороших результатов:

1.      Проектное обучение,

2.      Модульное обучение

3.      Технологии на основе эффективности управления и организации учебного  процесса-

компьютерные технологии обучения

1.Для разрешения этой проблемы  я использую проектное обучение, целью которого является создание условий для формирования ключевых образовательных компетенций. Проектное обучение является той педагогической технологией, которая в большей степени, чем многие другие отвечает требованиям профильного обучения.Тем самым, в нашем колледже создались предпосылки для применения проектной технологии. Проектное

обучение обладает рядом преимуществ в отличие от  традиционного обучения. Во-первых, это преимущество в том,   что организация обучения ориентирована на личность обучаемого. Во-вторых, кардинальное отличие

проектного обучения  заключается в том, что, в основном, на разных этапах учащиеся действуют самостоятельно. В- третьих, овладение мыслительными процессами определяется как синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование. В-четвертых, появляется интерес, усиливается мотивация личностного роста, изменения себя. В-пятых, изменяется роль преподавателя.

2.Модульное обучение

В основе этой технологии лежит адаптивное обучение. Модульная система обучения предполагает следующие подходы к организации изучения физики: организация самостоятельной работы учащихся на уроке и дома; использование разноуровневых заданий; различные способы самоконтроля и взаимоконтроля; сочетание групповых и индивидуальных способов работы; усиление политехнической направленности обучения физике (демонстрационный и фронтальный эксперименты, ТСО, и т.д.).

Развитию познавательной активности учащихся во многом способствует правильно организованная проверка усвоенного материала.

3.Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса- компьютерные технологии обучения

При оценке знаний  я сталкиваюсь с  постоянными  проблемами и противоречиями:- не хватало  времени на устные и письменные опросы при проведении текущего контроля , а одним из методов контроля является его систематичность;- на проверку письменных тестовых работ, при проведении  лабораторных и практических работ в виду     недостаточности оборудования и  невозможности многократного повторения эксперимента при различных параметрах, а одним из основных направлений концепции среднего специального образования- практическая направленность обучения ; осуществление  формального  подхода  к  решению физических задач -решение их только

на бумаге и невозможность проверки полученного результата на практике; на каждом уроке трудно было осуществлять быструю обратную связь (обучаемый-преподаватель) с тем, чтобы узнать, как организовать работу с

отдельными группами учащихся; большинство из них, особенно слабоуспевающие, относятся к контролю негативно. Все эти недостатки приводили к снижению качества обучения. Это проблемы   подтолкнули меня к тому, чтобы создать систему рациональной организации процесса обучения и  контроля знаний учащихся  и для экономии времени на уроках, послеурочной проверки и самое главное-нахождение таких средств контроля, которые мотивировали процесс обучения учеников и развивали их компетенции. После того, как база моего кабинета пополнилась мультимедийным оборудованием ,создались предпосылки для решения этой задачи. Постановка цели для решения этой проблемы: с помощью  применения ИКТ   при обучении и на  контрольном этапе обучения повысить результативность обучения, формировать компетенции учащихся. Объектом исследования является

процесс преподавания  физики  .  В качестве предмета выступает  обучение и  контроль знаний и умений учащихся  на уроках физики. Целью опыта является разработка системы организации интерактивного контроля по физике с применением ИКТ и её апробация в сочетании с традиционными формами и методами проверки знаний, умений и навыков учащихся

                   

                                      

Заключение.

Динамичное развитие в процессе практической профессиональной подготовки личностных качеств и ключевых

компетенций становится ядром содержания  образования. Главная педагогическая цель любой инновационной

технологии – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике

понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.  В процессе применения технологий обучаемый учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определить уровень освоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях. В результате применения инновационных  технологий  создаются учителем и учащимися. Практика показала, что  эти технологии позволяют активизировать познавательный интерес учащихся к физике, учитывают индивидуальные особенности учащихся, позволяют выстраивать траекторию развития каждого обучаемого.

Использование современных образовательных технологий повысило активность учащихся  и  во внеурочной работе по предмету, привело к росту количества  учащихся, принимающих участие в олимпиадах по физике, астрономии, политехнической олимпиаде.

 Применять инновационные технологии при обучении   необходимо, но одновременно  с применением традиционных форм. Другими словами, от теории - к практике, соединение академических и прагматических знаний с соблюдением соответствующего баланса на каждом этапе обучения .Результаты исследований американских психологов подтверждают, что креативность имеет общую основу  независимо от сферы деятельности, наработанная на одном материале, может быть перенесена на другой материал. Это говорит о том, что  применение    инновационных технологий при обучении  физики  позволит  в дальнейшем моим учащимся применять   свои знания и умения в различных областях своей  практической деятельности.

Литература

 

1.     Границкая А.С. Особенности перехода к АСО в средней школе // Границкая А.С. Научить думать и действовать. – М., 1991. – С. 92-96.

2.     Данилюк А.Я. Концепция духовно –нравственного развития и воспитания личности гражданина России  сфере общего образования/проект/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.  Рос.акд. образования.-М.:Просвещении,2009.

3.  Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. – М.: Народное

образование, 1996. - 160с.

Юцявичене П.А. Принципы модульного обучения //Советская педагогика. – 1990. – № 1. – С. 55.

4.     Концепция федеральных образовательных стандартов общего образования/проект под редакцией

А.М.Кондаков, А.А.Кузнецова Рос.акд. образования.-М.:Просвещении,2008-39с

5.     Селевко Г.К. Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде)

//Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998. – С. 220-224.

6.     ГребенюкО.С. Педагогические технологии и инновации http://www.pedlib.ru/

7.      Николаева Н.П.Инновационные педагтгические технологии http://lpn.21202s19.edusite.ru/p16aa1.html

8.     Воронков В.В.Электронная версия учебного пособия «Педагогика школы в двух словах» http://ro.mgou.ru/catalog/category103/34.html

9.     Ялалов Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию

//Интернет-журнал «Эйдос»-2007.-15 января http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm

10. А.Ф. Кавтерев «Особенности использования компьютерных моделей при работе с сильными и слабоуспевающими учащимися»

11. Л.И. Губернаторова, К.А. Потехин «Новые информационные технологии в процессе преподавания физики»

                                     Приложение 1 Таблица Сравнительные характеристики традиционных и инновационных  технологий

Сравниваемые

параметры педагогического процесса

 Технологии

Традиционное

Инновационное

Цель

Передача

знаний, умений и попутное воспитание, освоение социального опыта

Содействие

самореализации и самоутверждению личности

Ориентация

На

потребности общества и производства

На

потребности и возможности личности

Принципы

Идеологически

трансформированы

Научные,

объективные

Содержание

образования

Разрозненные

предметы со слабовыраженными межпредметными связями

Гуманизированные

и личностно-ориентированные культурные ценности

Ведущие

методы и формы

Информационно-репродуктивные

Творческие,

активные, индивидуально-дифференцированные

Отношения обучающих

и обучающихся

Субъект-объектные

Субъект-субъектные

Роль

преподавателя

Источник и

контроль знаний

Консультант-помощник

Основные

результаты

Уровень

обучения и социализации

Уровень

личностного и профессионального развития, самоактуализации и самореализации

 

                                          

Приложение 2 Урок на основе  метода проекта.

Тема: Зависимость сопротивления металлического проводника  от температуры(10 класс).

Цель урока: используя проектную методику, научить учащихся, умеющих применять полученные занятия для решения практических задач, самостоятельно разрабатывать принцип действия технического устройства.

Оборудование: листы бумаги форматаА3,маркеры.

Ход урока.

1.Актуализация значимости проекта. Мотивационный этап.(5мин)

Учитель: На предыдущем уроке мы изучали характер температурной зависимости

сопротивления металлического проводника. Скажите, где можно применять эту

зависимость?

Учащиеся: В устройстве, сигнализирующем об изменении температуры или

измеряющем температуру.

Учитель: Уточните, для чего можно использовать это устройство.

Учащиеся: Для сигнализации о возникновении пожара; для извещения о

похолодании в овощехранилищах; для предупреждения о перегреве в двигателе

автомобиля, самолета, трактора…

Учитель: Предлагаю вам научиться разрабатывать такие устройства. Сейчас

класс разделится на группы по 4-5 человек. В группах роли распределяются

следующим образом: менеджер - управляет всей работой над проектом,

функционированием всех его систем; конструктор - отвечает за общую идею проекта

и грамотное физическое решение; чертежник -исполняет графическое решение

проекта, изображает схему устройства защиты; монтажник- осуществляет сборку и

изготовление макета, модели; сметчик -рассчитывает экономическую сторону

объекта, составляет перечень необходимого оборудования; эколог - отвечает за

безопасность проекта. (Социальные роли учащихся могут меняться от проекта к

проекту, чтобы каждый ребенок мог испытать себя в новом качестве)

Каждая группа получает задание:

Задача 1.Разработать устройство, сигнализирующее о возникновении пожара.

Задача 2.Разработать устройство, сигнализирующее о похолодании в

овощехранилищах

Задача3.Разработать устройство, предупреждающее о перегреве двигателя.

2.Испонительный этап.(15мин)

Устройство, разработанное учащимися, может представлять собой электрическую цепь ,состоящую из

источника постоянного тока, амперметра и металлического проводника с достаточно

большим значением термического коэффициента сопротивления. Шкала амперметра

должна иметь два сектора - красный и синий -со стрелкой посредине. Для 1 и 3

задачи стрелка должна отклоняться в красный сектора, для случая 2-в синий

сектор. Датчик может соединяться не только с амперметром, но и включать звонок,

сигнальную лампочку, вентилятор, подогрев и т.д.

3.Подведение итогов(2 мин)

Учитель дает оценку каждому проекту, отмечает удачные решения, четкость

организации работы групп, оригинальные идеи, находки

 

 

Просмотров: 687


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст