Использование ИКТ на занятиях по географии
Обучение, воспитание и развитие нового поколения осуществляется в условиях информационно насыщенной среды.
Информационные технологии диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам преподавателя, к методическим и организационным аспектам использования в обучении информационно-коммуникационных технологий. Сегодня у любого преподавателя имеется в распоряжении многочисленные возможности применения в процессе обучения средств ИКТ - это информация из сети Интернет, электронные учебники, словари и справочники, презентации, программы, различные виды коммуникации - чаты, форумы, блоги, электронная почта, телеконференции, вебинары и многое другое. Благодаря этому, актуализируется содержание обучения, происходит быстрый обмен информацией между участниками образовательного процесса. При этом преподаватель не только образовывает, развивает и воспитывает обучающегося, но с внедрением новых
технологий он получает мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития. Помимо этого, использование ИКТ в обучении помогает педагогу решить такие дидактические задачи, как:
- формирование устойчивой мотивации;
- активизация мыслительных способностей учащихся;
- привлечение к работе пассивных учащихся;
- повышение интенсивности учебного процесса;
- обеспечение живого общения с представителями других стран и культур;
- обеспечение учебного процесса современными материалами;
- приучение учащихся к самостоятельной работе с различными источниками информации;
- реализация личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению;
- рактивизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
- обеспечение гибкости процесса обучения.
Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии, преподавателю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и
журналами.
Применение компьютера и интернета позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации. Чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения.
Занятия с использованием ИКТ организуются на основе работы со специализированными обучающими программными средствами.
При изучении нового материала можно использовать демонстративную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представит учащимся теоретический материал.
Образованные программы имеют в своём составе видео фрагменты, которые позволяют продемонстрировать на занятии видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора.
Для подготовки тематических презентаций по географии используются программы, такие как POWER
POINT, флипчарты, Prezi.
Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего занятия, а также на отдельных этапах учебной деятельности. Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью студентов. Благодаря мультимедиа-технологиям, учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации: иллюстраций, видеофрагментов, компьютерной анимации, слайдов, текстов, сопровождаемых словами диктора и музыкой, что способствует мотивации учебной деятельности.
В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяются на занятии изучения нового материала, для обобщения и систематизации заданий, творческих заданий, при контроле знаний и умений.
Современные дети владеют компьютером лучше нас. Учитель в своей работе должен стараться найти этому применение. Мои учащиеся выполняют научно-практические и творческие работы не только в виде рефератов и проектов, но и на компьютере в виде презентаций.
Следует сказать, что современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Студент должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях.
Использование современных ИКТ на занятиях и во внеурочной деятельности - это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и преподавателю более эффективно решать стоящие перед ними задачи