«Приоритеты и преимущества подготовки кадров в Высшей технической школе г. Кокшетау»
Еслямова Акнур Кабиденовна
директор ВТШ г.Кокшетау
"Высшая техническая школа г. Кокшетау", вошедшая в число 10 партнерских колледжей НАО Холдинг «Кәсіпқор»,адаптирует образовательные программы и целенаправленно осуществляет подготовку инженерно-технических кадров, которые являются достаточно широкими для применения в различных сферах
деятельности региона, с возможностью перехода от одной профессии к другой смежной профессии.
Нашей главной задачей было и остается подготовка специалистов, обладающих не только профессиональными знаниями, но и разносторонне подготовленных к жизни, деловых, предприимчивых, творчески мыслящих людей. С 2011 года мы изменили содержание образования по 4 специальностям и в пилотном
режиме внедряем интегрированную образовательную программу прикладного бакалавриата, обеспечивающий качественно новый уровень подготовки
студентов в процессе включения их в активную профессиональную деятельность.
Экспериментальные интегрированные образовательные программы, основанына профессиональных стандартах. Обеспечивают подготовку кадров от знаниевой парадигмы образованияк обучению компетенциям с обеспечением прикладного характера общего образования.Усилена информационная составляющая в обучении, практиориентированная направленность и возможность изменения учебного процесса с учетом региональных особенностей и требований работодателей. Концептуальные подходы образовательной программы ВТШ-К показаны на слайде.
В связи с востребованностью на рынке труда практикоориентированных специалистов, проектируя экспериментальную программу, мы учитывали, что не следует механически объединять программы. Мы взяли за основу ГОСО ТИПО по подготовке специалистов среднего звена и включили в программу
дисциплины из ГОСО Бакалавриата, объединили в профессиональные модули, направленные на формирование способности выпускника
выполнять определенную работу в той или иной сфере бизнеса или производства. Производственное обучение и профессиональная практика студентов ВТШ осуществляется в ситуациях, приближённых к реальной трудовой сфере на выпуске готовой продукции и непосредственно на рабочем месте.Содержание программы практики формируется вместе с работодателем и проводится на базе предприятий.
По каждому виду деятельности разработан профессиональный модуль. Сколько видов деятельности положено освоить по программе-столько программ практики. Каждая практика подкрепляет освоение профессионального модуля с сертификацией уровня профессиональной подготовленности.
С сентября 2015 г. ВТШ-К внедряются и адаптируютсяобразовательные программынового поколенияна
основе компетентностного подхода с учетом международных требований.Начата подготовка 50 студентов на базе 11 классов по квалификациям:
техник-механик, оператор станка ЧПУ и техник-программист, на основе модульных учебных программ по специальности «Информационные системы и «Механообработка, КИП и автоматика в промышленности».
Один из стратегических ориентиров в практикоориентированном обучении ВТШ-запуск в мае 2015 года учебно- производственного центра на базе высокотехнологического оборудования фирмы "HaasAutomation" (США), обрабатывающие центры ЧПУ и 13 стимуляторов с программным обеспечением.
Внедрение учебно-производственного центра дуального обучения в ВТШ на высокотехнологических станках стало инновационным прорывом в подготовке кадров специальности "Технология машиностроения".Преподаватели и мастера производственного обучения, наставники от предприятий-партнеровпрошли семинар-тренингмеждународных тренеровпо теме: «Эксплуатация, программирование, обслуживание станков HAAS ST-10, HAAS VF-1» по программам Keller CNC и Esprit".
За четыре года работы в условиях эксперимента по внедрению прикладного бакалавриатаизменилась роль преподавателя.Он сопровождает, содействует, консультирует, осуществляет тьюторство, является тренером и мотиватором в обучении.Свой творческий и профессиональный потенциал педагоги инициируют и проявляют во внедрении и применении практикоориентированныхучебно-методических материалов нового поколения ЭУМК и ЦОРов, апробации инновационных педагогических технологий и методов обучения, организации рейтинговой системы контроля знаний.Студенты имеют доступ к комплектам электронной библиотеки, электронным учебно-методическим комплексам по всем дисциплинам программы, базам
данных по профилю обучения, информационным справочным и поисковым системам.
В системе современного образования актуальными являются вопросы разработки и внедрения в учебный процесс педагогических технологий, повышающих качество, уровень мотивации, привлекательность процесса познания. В соответствии с правилами организации КТО осуществлен полноценный переход на кредитную технологию обученияс третьего курса, характерную для программ бакалавриата. Разработан пакет документов модульной организации содержания образования в ВТШ на основе учета кредитов, методические рекомендации для преподавателей и студентов по организации и ведению всех компонентов учебного процесса приКТО и дистанционном обучении.
Сотрудничество ВТШ с предприятиями -работодателями, как равными партнерами способствует определению базы для прохождения практики, заключению план-заказа целевой подготовки со всех предприятий, имеющих потребность в технических и технологических кадрах с конкретным указанием количества создаваемых рабочих мест по специальностям и уровню квалификации.
Одновременно, меняются подходы к партнерству с конкретным работодателем, который знает, какое оборудование у него установлено на производстве сейчас, какое технологическое перевооружение предполагается в перспективе двух-трех лет, какие специалисты ему будут нужны под это оборудование. От работодателей требуется участие не только словом, но и делом, и в первую очередь это касается организации практики на производстве и трудоустройства.
Таким образом, формируется идеальная модель конкурентоспособной личности будущего специалиста. Практикоориентированностьпо 6 экспериментальным учебных программам составляет 63-70% учебного времени, что позволяет сформировать у будущего специалиста полную готовность к профессиональной
деятельности, поскольку другие специалисты сегодня на рынке труда не востребованы.
Для успешного прохождения практики большое значение имеет кейс учебно-профессиональной деятельностипо формированию компетенций будущего специалиста, который включает образовательную траекторию студента, единый дневник, отчетную документацию, и обеспечивает студентов не только нормативной документацией, но и прививает ответственность, выполнение индивидуальных заданий, объективно оценить свою работу, собрать достижения и адаптироваться к трудовой деятельности.Работодатели сами будут отслеживать во время производственной практики, как формируются профессиональные компетенции студента, а те, кто будут учиться в ВТШ, должны не меньше или больше знать, а по-другому уметь.
Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых дисциплин, методов и форм организации образовательного процесса, а в первую очередь в признании исключительной роли мастера производственного обучения- учителя профессии.В Учебно-производственных мастерских, где учебная среда является более эффективной, осуществляется выпуск готовой продукции. Мастер ПОформирует профессиональные навыки и умения по подготовке первой рабочей квалификации, дающих возможность совершенствоваться в течение жизни.
Наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом коллективе не могут не сказываться на качестве образования выпускника, успехах подготовки человека труда, на привлекательности и имидже учебного заведения ВТШ г. Кокшетау.