КыдырминаАсемгульТемиртасовна
учитель физики
II квалификационной
категории
«Высший колледж »
г. Кокшетау
Применение исследовательского метода в
обучении физике
На мой взгляд, всплеск эмоций, удовлетворение своей работой, проявление творческой
активности учащегося, всё это возможно только на занятиях, проводимых в
нетрадиционной форме. А в настоящее время – это нетрадиционные формы занятий с
применением инновационных и интерактивных технологий обучения. Поэтому в своей
работе я для себя определила цель так: разработка и апробация нетрадиционных
форм занятий по физике с применением новых информационных технологий как
средства активизации познавательной деятельности учащихся и повышения качества
знаний. Многие скажут, что не возможно каждое занятие провести нетрадиционно,
якобы форм уроков для этого не хватит. Да, соглашусь с ними, но нужно в каждый
урок внести хотя бы частичку новизны, отходя от традиций проведения уроков
«комбинированного» вида. А в этом и помогают педагогу современные модели
обучения, неотъемлемой частью которых являются использование проектной,
информационных и компьютерных технологий. Актуальность применения этих
технологий в процессе обучения, по-моему, неоспорима. Ведь они позволяют решать
такие задачи, как:
- формирование
умений работать с информацией; развитие коммуникативных способностей;
- формирование
исследовательских умений и умений принимать оптимальные решения;
- формирование
нестандартных методов и приемов решения той или иной поставленной задачи;
- воспитание
личности «информационного общества»;
Решение этих задач позволит педагогу с максимальной отдачей организовать учебный
процесс на уровне учащегося, группы и в конечном итоге на уровне своего
предмета. Хочу рассказать о некоторых формах работы, которые мы с моими учащимися
освоили. Создание презентаций в рowerpoint к занятиям, электронные таблицы в еxcel,
интерактивных тренажеров с тестовыми
заданиями все эти приемы я стараюсь использовать на занятиях.
В группах, использую не только создание презентаций к занятиям,
но и элементы проектной технологии, как при изучении нового материала, так и
при обобщении и систематизации знаний, умений и навыков учащихся. Это, конечно
же, не ежедневная процедура, так как достаточно трудоемкая. Но она позволит
вовлечь учеников в работу, а кроме того при этом происходит экономия времени
(если необходимо вернуться к тому или иному заданию, или его решению) т.к.
можно всегда вернуться к слайду и разобрать именно то, что вызвало затруднение
у ваших учащихся. И к тому же учащиеся развивают зрительную память. Для своей
работы формирую медиаресурсы по физике: так мною составлены презентации для
проведения занятий по физики.
Все
методы обучения имеют свои сильные и слабые стороны, и поэтому в зависимости от
целей, условий, имеющегося времени необходимо их оптимально сочетать. Вот
почему, точнее корректнее, говорить: «Процесс обучения может быть активным (где
обучаемый участвует как субъект собственного обучения) или пассивным (где
обучаемый играет только роль объекта чего – то воздействия). Качество
образования складывается из качества обучения и качества воспитания. Качество
обучения может быть достигнуто только в результате обеспечения эффективности на
каждой ступени обучения. То есть, весь процесс обучения строится по схеме:
воспринять – осмыслить – запомнить применить – проверить. Чтобы добиться
качества обучения, необходимо последовательно пройти через все эти ступени
познавательной деятельности.
В
заключении хочу сказать, что использование метода проектов, инновационных и
информационных технологий на своих занятиях позволяют мне расширить
информационную область по физике, интегрировать предметы и самое важное
заинтересовать процессом обучения большинства учащихся. Ну а в дальнейшем это
позволит повысить качество знаний по физике.