АҚМОЛА ОБЛЫСЫ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫНЫҢ ЖАНЫНДАҒЫ "КӨКШЕТАУ ҚАЛАСЫ, ЖОҒАРЫ ТЕХНИКАЛЫҚ КОЛЛЕДЖ" МЕМЛЕКЕТТІК КОММУНАЛДЫҚ ҚАЗЫНАЛЫҚ КӘСІПОРНЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КОММУНАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ВЫСШИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ, ГОРОД КОКШЕТАУ" ПРИ УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

СоцСети

 

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Комплексный подход в процессе воспитания

31.01.2017

                                Комплексный подход в процессе воспитания

 

Преподаватель общепрофессиональных дисциплин Ш.Тлеулина . Идея целостности воспитательного процесса в практической технологии осуществляется через комплексный подход. Комплексность означает единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия. Острая необходимость в таком подходе возникла в связи с тем, что и в теории воспитания, и в практике воспитательной работы  процесс воспитания   рассматривался как сумма частных процессов, входящих в его структуру. Считалось, что эти процессы можно организовать и совершенствовать как самостоятельные. Кроме того, упор делался на формирование не целостной личности, а отдельных ее качеств.

Нарушался принцип всестороннего и гармонического развития личности.

Современные технологии воспитания осуществляют комплексный подход, выполняя обязательные требования:

1.  Воздействуют на воспитанников по трем направлениям - на сознание, чувства и поведение.

2.  Положительный результат достигается при органичном слиянии воспитания  и самовоспитания личности.

3.  Единство и координация усилий всех имеющих отношение к воспитанию социальных институтов и объединений, прежде всего средств массовой информации, литературы, искусства, семьи, школы, органов правопорядка, коллективов и групп - непременное условие комплексного подхода.

4.   Заданные качества личности формируются через систему конкретных воспитательных дел. Эти дела должны иметь подчеркнуто комплексный характер, требующий одновременного осуществления задач умственного, физического, нравственного, эстетического и трудового воспитания в органическом процессе. Недостатки воспитания в прошлом как раз и были следствием изолированного решения задач: нравственное воспитание недостаточно осуществлялось в трудовом и эстетическом, умственное - в физическом и нравственном, трудовое - в умственном . Теория воспитания состояла из фактически оторванных друг от друга блоков  умственного, нравственного  воспитания, что уже  создавало прецедент не комплексного решения воспитательных задач, нацеливало практику на упрощенный подход.

5. Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им. Управление может быть успешным лишь тогда, когда будут учтены действующие в воспитании внешние и внутренние факторы и взаимосвязи между ними. Для этого необходимо иметь четкое представление об этих факторах и характере их влияния.

К числу главных факторов относятся и сложившийся образ жизни учащегося, который может содействовать развитию заданных качеств или  противодействовать ему; условия жизни, которые содействуют становлению определенного образа жизни в рамках различных регионов; средства массовой информации и пропаганды; уровень развития и условия жизни коллектива, непосредственно влияющие на личность учащегося; нормы взаимоотношений, сложившиеся в первичных коллективах, положение обучающегося в системе коллективных отношений; индивидуальные и личностные особенности воспитанника.

При комплексном подходе к формированию целостной личности должна быть учтена совокупность всех этих условий.

Благоприятные для личности и общества изменения в результатах воспитания достигаются не только благодаря прямому воздействию на ту или иную сферу психики формирующейся личности, но и при изменении внешних условий, которые препятствуют развитию нежелательных отклонений от нормы и сводят к минимуму отрицательные влияния.

Немаловажное условие комплексного подхода — единство целей, содержания, форм и методов воспитания. Комплексность в таком контексте означает не противоречие замысла и путей его осуществления, а соответствие результатов поставленным целям и задачам.

Просмотров: 412


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст