Мы все хотели бы, чтобы наши учащиеся добились успехов в жизни, проявили свои таланты и совершенствовали их. Тем не менее, мы часто встречаем талантливых, творческих людей, которые так и не смогли полноценно реализовать свои возможности, и людей со средними способностями, но с огромной верой в себя и высокой работоспособностью, добившихся значительных результатов в жизни. Качества, необходимые для личностной самореализации, на мой взгляд, необходимо развивать в комплексе.
Под этими качествами понимается творческое дивергентное мышление, инициативность, способность к обоснованному риску, уверенность в себе, адекватную самооценку, умение сотрудничать с партнерами, мотивацию достижений, высокую работоспособность.
Дивергентное мышление предоставляет возможность на один вопрос дать несколько правильных ответов. Данный тип мышления служит средством рождения оригинальных идей и самовыражения. Он опирается на воображение и является сугубо творческим. Считается, что необходимо развивать все типы мышления при приоритете творческого.
Способность реализовать свой потенциал, по моему мнению, связана со способностью и умением обоснованно рисковать. Кроме того, инициативность, независимость, творчество и способность со смыслом рисковать, можно развивать только в нераздельной целостности. И если учащийся начал какую-либо работу по собственному желанию, то он должен постараться ее обязательно завершить и сделать ее как можно лучше.
Умение сотрудничать – одно из важнейших условий для будущих специалистов. Учащиеся приходят к выводу, что во многих случаях объединенные действия приносят больший результат, чем сумма объединенных действий.
Мотивация достижения (надежда на успех) связана с положительным эмоциональным состоянием, со стремлением человека достичь успеха в деятельности.
Для того, чтобы развивать вышеперечисленные качества, необходимо изменить технологию обучения и воспитательную среду. Занятия должны быть разработаны так, чтобы учащийся эмоционально был включен во все, что происходит на занятии. Для этого на занятиях используется игровое обучение (деловые игры, соревнования, ролевые игры и т.п.), «мозговые атаки», проблемные лекции, защита творческих рефератов и другие.
При проведении занятий, в основе которых может быть игра – соревнование, предполагается, что хорошая игра предполагает право на риск. Участник, пытаясь заработать побольше очков, может попробовать решить более трудную задачу, а в случае удачи может выйти в лидеры или догнать кого-либо, хотя в результате неудачных действий, переоценки своих сил может и потерять очки. Реализация этого принципа способствует развитию самоконтроля и развивает критичность мышления. Перед игрой все участники находятся в субъективно условиях: каждый может стать лидером и проигравшим. Очередность действий регулируется учащимися, судья (преподаватель) нужен только в ключевых спорных моментах. Также для развития самореализации личности можно использовать прием проблемной лекции, когда преподаватель изначально знакомит учащихся с лекционным материалом, а затем читает «неправильную» лекцию по уже пройденной теме. Учащиеся должны проследить материал лекции и выделить неправильные моменты.
Проводится определенная работа по конструированию ситуационных задач по пройденным темам. Учащимся предлагается на выбор составить ситуационные задачи и, обменявшись, решить их. При решении таких задач у обучающихся формируется системный подход к анализу и решению задачи, к изучению цели, условия и требований задачи, к тексту необходимой информации. Это помогает перестроить учащегося из пассивного слушателя в активного.
Таким образом, исходя их теоретического анализа и практической работы, можно выделить следующие основные положения: для формирования творческого, самостоятельного инициативного мышления учащихся нужно:
а) всемерно поощрять оригинальность, нестандартность, продуктивность мышления;
б) не считать точку зрения преподавателя приоритетной, если она не обоснована;
в) создавать внутренние и внешние условия, обеспечивающие эффективную эмоциональную включенность учащегося, способность к риску;
г) предоставлять учащимся самостоятельность в их действиях, возможность свободного выбора партнера, пользования различными источниками;
д) оценивать работы с учетом их обоснованности; е) создать условия, при которых очевидна относительность знаний, и, как правило, возникает право каждого на собственную точку зрения.