Профессиональная компетентность педагога Фундаментальная роль развития и формирования личности предъявляет к педагогу ряд специфических требований, заставляющих развивать определенные обязательные и профессионально значимые качества.
Профессиональная компетентность – это высший компонент личности.
Под профессиональной компетентностью понимают интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений.
Основными компонентами профессиональной компетентности являются:
социально-правовая компетентность - знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;
персональная компетентность — способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;
специальная компетентность — подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;
аутокомпетентность — адекватное представление о своих социально профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкций;
экстремальная компетентность — способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.
С позиции основных операционных функций педагога можно выделить следующие группы профессионально-педагогических умений:
дидактические умения — общепедагогические умения определения конкретных целей обучения;
организационно-методические умения—умения реализации учебно-воспитательного процесса, формирования мотивации учения;
Прогностические умения-общепедагогические умения прогнозирования успешности учебно-воспитательного процесса;
Организационно-педагогические умения- общепедагогические уменияпланированиявоспитательного процесса;
Общепрофессиональные умения – составление чертежей, схем, технических диаграмм, выполнения расчетно-графических работ, определения экономических показателей производства.