АҚМОЛА ОБЛЫСЫ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫНЫҢ ЖАНЫНДАҒЫ "КӨКШЕТАУ ҚАЛАСЫ, ЖОҒАРЫ ТЕХНИКАЛЫҚ КОЛЛЕДЖ" МЕМЛЕКЕТТІК КОММУНАЛДЫҚ ҚАЗЫНАЛЫҚ КӘСІПОРНЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КОММУНАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ВЫСШИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ, ГОРОД КОКШЕТАУ" ПРИ УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

СоцСети

 

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ КОНТРОЛЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИНФОРМАТИКА

27.04.2017

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ КОНТРОЛЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИНФОРМАТИКА.

 

Аннотация: В статье рассмотрены разнообразные виды и формы контроля теоретических знаний студентов: устный опрос, письменная проверка, тестирование. Разработана система интерактивных методов обучения, которые использовались для контроля качества знаний студентов при изучении дисциплины «Информатика».

Ключевые слова: контроль знаний, интерактивный метод обучения, качество знаний, промежуточный контроль, итоговый контроль.

 

Проверка учебных достижений иоценивание успехов учащегося— это та часть педагогического процесса, которая выявляет достижения, как учащихся, так ипреподавателей,  а так же показывает степень успешности работы отдельных образовательных учреждений ивсей системы образования вцелом. Контроль знаний студентов является одним из основных элементов оценки качества образования, важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса [2, с.15]. Качество знаний подразумевает целостную совокупность относительно устойчивых знаний, характеризующих результат учебно-познавательной деятельности студентов. Для определения качества знаний студентов используются разнообразные подходы. Подходы В.П.Беспалько и И.Я.Лернера позволяют наиболее объективно оценить многие показатели качества знаний[1, с. 23]. Наиболее точно и качественно оценивать знания студентов позволяет разнообразие видов и форм контроля. В качестве основных методов проверки теоретических знаний можно использовать устный опрос, письменную проверку, тестирование; для оценивания практических навыков – практическую работу. Все чаще на занятиях используются такие современные формы

контроля как рефераты, конкурсные проекты, дидактические игры. В качестве итогового контроля может служить проект, отражающий как теоретические знания студентов[3, с. 117]. К традиционным формам контроля относят:

1. Устный опрос как контроль знаний студентов осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки. При фронтальном опросе за короткое время проверяется состояние знаний студентов всей группы по определенному вопросу или группе вопросов.

2. Письменный контроль позволяет за короткое время проверить знания большого числа студентов одновременно. Используется в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов.

3. Самостоятельная работа. Традиционная форма контроля знаний, которая по своему назначению делится на обучающую самостоятельную работу и контролирующую. Самостоятельная работа творческого характера позволит

не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности студентов. 4. Контрольная работа. Такая форма контроля знаний проводится с целью определения конечного результата обучения по данной теме или разделу, контролировать знания одного и того же материала неоднократно. С помощью промежуточной контрольной работы преподаватель проверяет усвоение студентами материала в период изучения темы.

4. Контрольная работа. Такая форма контроля знаний проводится с целью определения конечного результата обучения по данной теме или разделу, контролировать знания одного и того же материала неоднократно. С помощью промежуточной контрольной работы преподаватель проверяет усвоение студентами материала в период изучения темы.

5. Лабораторная работа –требует от студентов не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности.

6. Тест. Тест представляет собой кратковременное технически сравнительно просто составленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается качественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого[4, с. 79]. Благодаря нестандартным заданиям методика Беспалько позволяет объективно оценить многие показатели качества знаний, ведь нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков.

Позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной",

творческой. Повысить эффективность нестандартных заданий возможно при использовании интерактивных методов обучения [1, с. 85]. Таким образом, интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности

обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи.

В изучении методики преподавания, была разработана система интерактивных методов обучения, которые использовались для контроля качества знаний студентов при изучении дисциплины «Информатика», в которую вошли: «Броуновское движение», «дерево решений», метод проектов, метод «пара-эксперт», мозговой штурм, аквариум, интерактивная экскурсия, а также работа в микро-группах по составлению опорного конспекта. Для текущего контроля целесообразнее использовать небольшие по времени и достаточно простые в организации методические приемы в конце лабораторных занятий, к которым относятся: «Броуновское движение», «дерево решений» и работа в микро-группах.Например, за 15 минут до завершения лабораторной работы на тему «Виды  компьютерной графики», для контроля знаний и умений студенты распределяются на 4 микрогруппы, каждая из которых получает сходное задание: «Охарактеризовать виды компьютерной графики: растровую и векторную».Для выполнения этого задания предлагаются дидактические материалы в виде карточек двух типов: первые содержатотличие растровой и векторной графики, а вторые их использование. Карточки располагаются в разных местах учебной аудитории, поэтому чтобы собрать необходимую информацию, студентам необходимо перемещаться по классу. Результатом этой работы является заполненная таблица, которая сдается и проверяется преподавателем.

Метод «дерево решений» способствует овладению навыками выбора оптимального варианта решения. На лабораторном занятии по теме «Периферийные устройства компьютера» каждая микрогруппа, изображает свое «дерево», на котором фиксирует характерные признаки устройств компьютера. По завершению данной работы группы обмениваются своими материалами и оценивают полноту и правильность составленных экологических характеристик, также группы могут дополнить их и получить дополнительный балл, который выставляет преподаватель промежуточный (тематический) контроль проводится при помощи метода «пара-эксперт» и метода экологических проектов. На коллоквиуме, контролирующими качество знаний и умений по конкретной теме, являются студенты – эксперты, которые имеют высокий уровень знаний по данной теме. Таких студентов, как правило, не более 2-3 в группе. В ходе коллоквиума все оставшиеся студенты распределяются между экспертами и

отвечают по предложенному перечню вопросов. По ходу выслушивания ответов эксперты фиксируют качества знаний в рейтинг-картах, в которых отражены основные критерии и их бальная оценка. Метод инновационных

проектов также может являться способом промежуточного (тематического) контроля знаний. Например, по теме «Инновационные технологии» студентам предложено на выбор подготовить проект. Продуктом этой деятельности является реферат и презентация, защита которых осуществляется в отведенные часы на консультациях

преподавателя. Таким образом, использование интерактивных методов обучения для контроля качества знаний студентов способствует повышению заинтересованности, обнаружению достижений, успехов обучающихся, а главное углублению знаний и умений. А так же формируются навыки работы в группах, повышается мотивация студентов, что обеспечивает продуктивность обучения. Развиваются творческие способности, студенты учатся

объективно оценивать друг друга, самостоятельно ищут правильные пути решения заданий, тем самым укрепляя свои знания.

Список литературы:

1.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Просвещение, 1989. - 215 с.

2. Лернер И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? /И.Я. Лернер. – М.: Издат-во «Знание», 1978.

– 48 с.

3. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании / А.Н. Майоров. - СПб.: Образование - Культура, 1998. - 330 с.

4. Суворова Н.И. Интерактивное обучение: Новые подходы / Н.И. Суворова. - М., 2005. – 276 с.

Просмотров: 271


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст