«Формы взаимодействия с социальными партнерами в дуальной системе обучения»
Актуальность проблемы:
Цель: Формирование форм взаимодействия с социальными партнерами, способствующих подготовке конкурентоспособного специалиста
Задачи:
На современном этапе развития страны перед учебными заведениями технического и профессионального образования стоит ряд вопросов. Какими они должны быть? Как организовать образование? Как поднять престиж учебного заведения на рынке образовательных услуг? Определить формы взаимодействия с социальными партнерами.
Главная задача ТиПО – сформировать новую модель профессиональной подготовки, которая бы преодолела отставание в объемах и качестве трудовых ресурсов от реальных требований конкретных предприятий. Ведь подготовка высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена – одна из тех задач, решение которых может обеспечить устойчивое экономическое развитие любой страны.
Основной проблемой в системе ТиПО является низкий процент трудоустройства вчерашних учеников по своей специальности. Сейчас проводится модернизация системы технического и профессионального образования, внедряется новая система управления, и главной задачей в ней является трудоустройство учащихся.
Качественное профессиональное образование сегодня – это средство социальной защиты, гарантия стабильности, профессиональной самореализации человека на разных этапах жизни. Государственная политика в области ТиПО стала частью Госпрограммы развития образования на 2011–2020 годы. На основании государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы и Госпрограммы формированного индустриального и инновационного развития была разработана форма соглашения (договора) о сотрудничестве и социальном партнерстве с вышеуказанными предприятиями, в котором пришли к согласию содействовать максимальному удовлетворению потребности работодателя квалификационными специалистами технического направления.
Сочетание теории и практики гарантирует высокую квалификацию рабочих. Профобучение – это начало карьеры, дающей возможность при дальнейшей учебе стать мастером.
Дуальная система целевой профессиональной подготовки - это инновационный тип организации целевой профессиональной подготовки, который предполагает согласованное взаимодействие образовательной и производственной сфер по подготовке специалистов.
Модернизация профобразования определяет необходимость принципиального изменения ряда традиционных подходов к системе подготовки специалистов. На сегодня дуальная система обучения – одна из самых эффективных форм подготовки профессионально-технических кадров в мире. Не зря важность такого вида образования подчеркнул Президент в своей программной статье. Ее особенность заключается в том, что обучение проводится большей частью не в учебном заведении, а на предприятии.
Данная система успешно используется в таких странах, как Германия, Австрия, Дания, Нидерланды, Швейцария.
Дуальная модель - это объединение интересов бизнеса, будущего специалиста и государства. Данная система предполагает, что 70-80% времени учащийся обучается непосредственно на производстве, и только 20-30% - в колледже.
К неоспоримым преимуществам дуального обучения нужно отнести, и то, что она:
Однако, на сегодня нет готовности со стороны индустрии и предприятий. Хотя созданы необходимые правовые и нормативные предпосылки.
Первое. В Закон Республики Казахстан «Об образовании» введены:
Второе. Трудовым Кодексом Республики Казахстан предусмотрено создание Национальной квалификационной системы, разработка работодателями профессиональных стандартов, создание независимой системы сертификации квалификаций работников в отраслях.
В результате внедрения дуальной системы колледж разрабатывает программы, исходя из потребностей рынка в регионе, развивает свой потенциал, повышает квалификацию преподавательского состава, что в целом позволит повысить качество подготовки кадров в учебном заведении и приведет к росту конкурентоспособности колледжа.[3]
Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон — предприятий, работников, государства.
Для предприятия дуальное образование — это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. К тому же есть возможность отобрать самых лучших учеников, ведь за три года все их сильные и слабые стороны становятся очевидными. В свою очередь такой подход мотивирует учащихся учиться не для галочки.
Для молодых людей дуальное обучение — отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания — работу, к которой хорошо подготовлены.
Дуальная система предоставляет прекрасные возможности для управления собственной карьерой. Уровень обучения в ее рамках постоянно повышается. Ни одно коллежское образование не способно дать такое знание производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его важной ступенькой на пути к успешной карьере.
Идея дуального обучения приобретает свои реальные практические контуры. Взаимодействие образования с бизнесом, субъектами рынками труда – это одна из составляющих современной модели, которая востребована обществом. Поэтому, именно сейчас нужна всемерная поддержка программы дуального образования и должна быть продолжена работа по ее реализации в тесном сотрудничестве с работодателями и социальными партнерами, заинтересованными в развитии дуального образования.
Формы взаимодействия с социальными партнерами:
Использованная литература: