ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ
УСЛУГ
Характеристика
рынка автотранспортных услуг. Особенности рынка автотранспортных услуг.
ХАРАКТЕРИСТИКА
РЫНКА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ЕМКОСТИ РЫНКА И МОЩIIОСТИ АВТОСЕРВИСА
Исходной характеристикой
рынка является парк автомобилей и темпы его развития, прироста. Парк
автомобилей и интенсивность его эксплуатации определяют емкость рынка. Емкость
рынка - выраженный в виде стоимости или
трудоемкости
объем регламентных и других видов работ при первичной продаже автомобилей, их
гарантийном и послегарантийном техническом обслуживании и ремонте, выполненный
предприятиями автосервиса в течение определённого периода, например года.
Емкость
рынка является ключевым элементом для определения мощности и структуры
предприятий автосервиса, так как для этого последовательно: рассчитывается
общая емкость рынка; определяется необходимая для eгo освоения мощность
предприятий автосервиса; учитывается распределение мощностей автосервиса между
авторизированными и независимыми (универсальными и специализированными) СТО.
Методы решение данной задачи зависят от степени развития рынка. С точки зрения
динамики и структуры парка рынок может быть стабильным или развивающимся.
Развивающийся рынок
- тот, на котором большая часть продаваемых автомобилей идет на интенсивный
прирост парка. Удельный вес продаваемых автомобилей, идущих на замену старых, минимальный.
Характерной особенностью развития мощностей автосервиса является то, что из-за
бурного прироста парка наблюдается отставание мощностей автосервиса от
потребностей парка. При расчете мощностей нужно исходить из имеющегося в регионе
парка и ero прироста в ближайшей перспективе, так как предприятия автосервиса
будут обслуживать именно перспективный парк, а не имеющийся на момент их
создания.
Стабильный рынок -
тот, на котором большая часть продаваемых автомобилей (70-80%) идет на замену,
обновление уже существующего парка. При высоком уровне насыщения рынка наблюдается
высокий уровень продаж и низкие темпы прироста объемов продаж. Незначительный
прирост парка отражает положительную тенденциюдемографических процессов и экономического
роста.
Например,
в США 83% продаваемых автомобилей идет на замену парка и только 27% на
пополнение. В странах Восточной Европы, в том числе в Украине и России, большая
часть продаваемых автомобилей идет на пополнение парка и совсем незначительная на
замену старого.
Исследования
показывают, что емкость рынка автосервиса и запасных частей зависит не только
от количества автомобилей, но и от интенсивности их эксплуатации и возрастных групп,
поэтому для определения емкости рынка необходима следующая информация:
·
количество продаваемых автомобилей;
·
структура парка автомобилей по маркам и сроку службы и их динамика по годам;
·
интенсивность эксплуатации автомобилей - годовойпробег (расчеты ведутся по группам
автомобилей с различной интенсивностью эксплуатации);
·
удельный вес самообслуживания (имеет значение для автомобилей с большим сроком
службы, коммерческих автомобилей и автобусов, эксплуатирующихся в автотранспортных
предприятиях с большим количеством автомобилей, что позволяет создать
собственную ремонтнуюбазу);
·
уровень лояльности клиентов;
·
полнота выполнения работ по обслуживанию и ремонту автомобилей (далека от 100%
и уменьшается с увеличением срока службы автомобиля и снижением заинтересованности
владельца в восстановлении и поддержании ero исправности);
·
стоимость нормо-часа в зависимости от марки автомобиля и типа предприятий
автосервиса;
·
стоимость запасных частей на один нормо-час трудоемкости обслуживания и
ремонта;
·
срок гарантии для автомобилей.
В
период становления рынка ero емкость с каждымгодом существенно увеличивается за
счет прироста парка. Поэтому МОЩНОСТЬ
АВТОСЕРВИСА(МА) для освоения возрастающей емкости рынка должна
определяться, исходя из величины рыночного спроса базовогогода с учетом ero
прироста по годам до момента окончания периода становления:
Ма = Ерб.г. / Прп + ∆Ер/ Прп,
где: Ма – мощность
автосервиса, постов;
Ерб.г.–емкость
рынка базового года в виде трудоемкости, нормо-часов;
Прп-выработкапоста
в нормо-часах;
∆Ер -
прирост емкости рынка в течение года;
tj-
период, за который рассматривается прирост емкости рынка (n–количество лет периода
становления рынка).
ЕМКОСТЬ РЫНКА (Ер) МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ
ПО ФОРМУЛЕ:
Ер = (Трр.р. + Тртор) Ц,
где:Трр.р.-трудоемкость регламентных
и заказанных потребителем работ, связанных с предпродажной подготовкой,
установкой дополнительногооборудования, тюнингом, и другихработ, выполняемых
при первичной продаже автомобилей;
Тртор-
суммарная трудоемкость гарантийного и послегарантийного обслуживания и ремонта
автомобилей, представленная в качестве потребительского спроса на предприятиях
автосервиса;
Ц - средняя стоимость нормо-часа, которая в
динамике должна учитывать инфляцию.
Таким
образом, емкость рынка состоит из объема регламентных и заказанных
потребителями работ, выполняемых при продаже автомобилей, и объема работ по гарантийному
и послегарантийному техническому обслуживанию и ремонту автомобилей при их
эксплуатации. Емкость развивающегося рынка рассчитывается, с учетом прироста
количества автомобилей за период становления рынка.
Для
определения емкости рынка базовогогодарассчитывается трудоемкость:
1)регламентных
и дополнительных работ при продаже автомобилей;
2)
работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей при их эксплуатации.
Объем
регламентных и дополнительных работ зависит от количества проданных автомобилей
и нормативной трудоемкости этих работ, которые устанавливаются производителем
для каждой марки автомобиля. Объем работ по обслуживанию и ремонту
определяется, исходя из пробега автомобилей, на основе нормативов трудоемкости
производителей либо на основе анализа статистики.
В
качестве примера на рис. 1.1 приведены статистические данные трудоемкости ТО и
ремонта в зависимости от возраста автомобилей.
Как
видно по рисунку, расчет трудоемкости следует вести для автомобилей по меньшей
мере трех возрастных групп: до 3 лет, от 3 до 7 лет, 8 и более лет. Для парка
автомобилей РК, более 50%которого имеет срок службы более 20 лет, должна быть
выделена четвертая возрастная группа старше 12 лет.
Трудоемкость
в обслуживании и ремонте определяется техническими регламентами, количеством
продаваемых автомобилей и их пробегом. Техническими регламентами
устанавливается периодичность и трудоемкость обслуживания и ремонта, а также
перечень и трудоемкость регламентных работ при продаже автомобилей. По
востребованным и покупаемым потребителями видам работ при продаже автомобиля
также устанавливаются нормативы трудоемкости. Трудоемкость, таким образом,
формируется исходя из:
1)
количества продаваемых автомобилей;
2)
их общего пробега с учетом условий эксплуатации.
Рисунок
4.1. Трудоемкость ТО и ремонта в зависимости от срока службы автомобиля
(усредненные данные по парку автомобилей Германии)
При продаже автомобилей
трудоемкость формируется на основе операций, предшествующих или сопутствующих
продаже. К ним относятся:
·
восстановительные работы для автомобилей, получивших дефекты в процессе транспортировки
от производителя до продавца;
·
мойка;
·
предпродажная подготовка;
·
антикоррозионная обработка кузова;
·
установка дополнительного оборудования по заказу клиентов;
·
тюнинг;
·
диагностикапервичных параметров автомобиляи двигателя с целью мониторинга их
изменений в процессе эксплуатации.
В процессе эксплуатации
возникает потребность в следующих услугах:
·
гарантийном обслуживании (в рамках регламентов сервисного меню);
·
гарантийном ремонте;
·
послегарантийном обслуживании и ремонте;
·
восстановительном ремонте и окраске кузова.
Кроме этого, необходимо
учесть объем работ по рекламациям (повторных ремонтов).
ТРУДОЕМКОСТЬ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ по поврежденным в процессе транспортировки автомобилям (Трв.р.) равняется количеству продаваемых автомобилей (Апр) умноженному на удельный вес поврежденных автомобилей (kв.р.)и среднюю трудоемкость восстановительных работ (tв.р.).
Трв.р.= Апрkв.р.tв.р.
ТРУДОЕМКОСТЬ МОЙКИ(Трм) равняется количеству продаваемых автомобилей (Апр), умноженному на трудоемкость одной мойки (tм):
Трм = Апр tм
ТРУДОЕМКОСТЬ ПРЕДПРОДАЖНОЙ ПОДГОТОВКИ(Трп.п.) равняется количеству продаваемых автомобилей (Апр), умноженному на среднюю трудоемкость предпродажной подготовки(tп.п.):
Тпр = Апр tп.п.
ТРУДОЕМКОСТЬ АНТИКОРРОЗИОННОЙ ОБРАБОТКИ(Трак) равна количеству продаваемых автомобилей (Апр.), умноженномунакоэффициент обращаемости (kaк)и среднюю трудоемкость антикоррозионной обработки (tак):
Трак = Апр.kaк tак
ТРУДОЕМКОСТЬ УСТАНОВКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ(Трд.о.) равнаколичеству продаваемых автомобилей (Апр.), умноженному на среднюю трудоёмкость установки дополнительного оборудования (tд.о.) и коэффициент обращаемости (kд.о.):
Трд.о = Апр. tд.о. kд.о.