СОВРЕМЕННЫЕ
ТЕНДЕЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ГРУЗОВ
В АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Давленов Т.Х., Ибраев Н. Е.
Современный агропромышленный комплекс Акмолинской области это один из наиболее транспортноёмких межотраслевых комплексов народного хозяйства. Область в настоящее время является крупнейшим производителем сельскохозяйственной и промышленной продукции не только в Центрально Казахстанском экономическом районе, но и в Республике Казахстан. По производству зерна область входит в тройку лидеров, а по производству молока в пятерку.По мере - увеличения объёмов производства, всё большее
значение приобретают задачи своевременной уборки урожая с полей,транспортировки его на временные или постоянные хранилища, а так же к местам промышленной переработки с наименьшими потерями.Немаловажной задачей при этом является и транспортировка уже готовой продукции к местам её потребления (в особенности скоропортящейся продукции). Практически все
вышеуказанные технологические операции осуществляются посредством автомобильного транспорта, являющегося важнейшим интеграционным звеном, поддерживающим целостность функционирования всего агропромышленного комплекса Акмолинской
области. В особенности это характерно для тех административных районов, где на долю автотранспорта приходится почти 100% перевозимых как сельскохозяйственных, так и промышленных грузов. [1] Сельскохозяйственные грузы относятся к виду - массовых. Это зерно, овощи, фрукты, хлопок, лен, продукты животноводства, растительности, посевные и посадочные материалы, удобрения, и
другие грузы сельского хозяйства. Перевозка этих грузов разделяются на две основные группы: внешние и внутрихозяйственные.
Особенностями организации перевозок сельскохозяйственных грузов являются:
- Резкие сезонные колебания их объемов;
- Разнообразие дорожных условий;
- Жесткие требования к срокам перевозок;
- Наличие мелких погрузочных точек, расположенных на значительной территории, при относительно небольших количествах приемных и разгрузочных пунктов;
- Оторванность работающего на этих перевозках привлеченного транспорта от постоянной базы АТП.
[3] Перевозки зерновых осуществляют бортовыми автомобилями, автомобилями-самосвалами или автопоездами. На тяжелых участках
дорог используют тракторы с прицепами. При осуществлении перевозок высоту бортовых автомобилей наращивают, кузова уплотняют и сверху накрывают брезентом. Выгрузка бортовых автомобилей осуществляется самосвалами. Этими же автомобилями пользуются при перевозках сахарной свеклы, белокочанной капусты. [4] Внешние перевозки выполняются на большие расстояния –
это доставка из хозяйств, продуктов животноводства и полевых культур в приемные или перерабатывающие пункты и пункты временного хранения, в места реализации, завоз в хозяйства минеральных удобрений, кормов, стройматериалов, топлива,
запчастей и т.д. [2] Перевозки внутри хозяйств бывают полевые (вывоза урожая с полей на тока и хранилища, завоз на поля с хранилищ и складов удобрений) и внутренние (перевозки внутри хозяйства, животноводческих ферм и т.д.).
При уборке урожая независимо от вида сельскохозяйственной продукции используют три основных способа организации
работ:
-Текущий, при котором продукт с уборочного агрегата попадает непосредственно в кузов транспортного средства;
- Раздельный, при котором собранный продукт временно до погрузки на транспортное средство сохраняется в поле;
- Комбинированный, сочетающий первый и второй способы.
Для перевозки сельскохозяйственных грузов используется как универсальный, так и специализированный подвижной состав (самосвалы,цистерны). [5]
Перспективными считают следующие формы и методы организации перевозок сельскохозяйственных грузов:
- Внедрение специальных контейнеров;
-Специализация подвижного состава;
- Использование съемных кузовов различного назначения (в связи с сезонностью перевозок);
- Создание постоянных баз для сезонной работы транспорта;
- Совершенствование структуры парка автомобилей по грузоподъемности, дооборудование кузовов с целью повышения коэффициента использования грузоподъемности автомобиля.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Автомобильные дороги.Киев: Бущвельник, 1973. - 279 с.
2. Автомобильный транспорт на уборке урожая. Киев: Техшка, 1974. -51 с.
3. Аксенов И.Я. Единая транспортная система / И.Я. Аксёнов. М.: Высшая школа, 1991. - 384 с.
4. Аксёнов И.Я. Транспорт: История, современность, перспективы, проблемы / И.Я. Аксёнов. М.: Наука, 1985.- 176 с.
5. Алаев А.Б.Экономико-географическая терминология / А.Б. Алаев. -М.: Мысль, 1977. 197 с.
6. Алексеев О.П. Информатикав проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог: Учеб.
пособие / О.П. Алексеев. Киев: УМКВО,
1989.- 106 с.