Мехатроника – основа современного технологического оборудования
Термин «мехатроника» и производные от него термины «электромехатроника», «наномехатроника» и т.п. в последние годы популярны в научном сообществе. Обусловлено это тем, что мехатроника как область научно-технического знания и инженерной деятельности в настоящее время находится в стадии интенсивного развития как в Казахстане, так и за рубежом.
Любую современную автоматизированную технику (от стиральной машины до космической станции) можно представить в виде совокупности элементов: «мозг машины» – электронное устройство (компьютер, программируемый логический контроллер), которое получает сигналы с датчиков и кнопок управления, обрабатывает их и посылает на исполнительное устройство (привод, сигнальное устройство и т.п.);
• «мышцы машины» – приводы, обеспечивающие механические движения (электро-, гидро- и пневмоприводы);
• «органы чувств» – датчики, кнопки и путевые выключатели, собирающие информацию о состоянии механизмов или параметров технической(мехатронной) системы и посылающие их ввиде входных сигналов обратно в «мозг» – в электронное устройство.
И вот тут необходимы высококвалифицированные специалисты по направлению "Мехатроника" получившие разностороннюю подготовку, позволяющую решать задачи, связанные с разработкой, созданием иобслуживанием автоматизированных систем в различных отраслях.
Примерами автоматизированных систем в промышленности являются различные виды станков, подъемные краны, лифты, конвейеры, ; в бытовой сфере – это холодильники, системы вентиляции, кондиционирования, освещения, системы интеллектуального управления зданием; в транспорте – это электроавтомобили, троллейбусы, самолеты, корабли, космические спутники; в компьютерной технике – это системы охлаждения, принтеры, сканеры, приводы компакт-дисков, Кем может работать выпускник направления "Мехатроника"?
· Инженер по разработке и обслуживанию автоматизированных систем разного профиля и назначения: роботизированные комплексы, станки с ЧПУ, производственные линии в пищевой, легкой промышленности, машиностроении.
· Инженер по разработке программ для управляющих средств, на основе микроконтроллерной и микропроцессорной техники.
Подведем итоги
1. Современные промышленные предприятия все в большей степени нуждаются в специалистах, обладающих навыками и знаниями в электронной технике управления и владеющих электропневматикой, электрогидравликой и электромеханикой в их взаимосвязи. До сих пор предприятия вынуждены доучивать своих специалистов либо в собственных учебных центрах, либо у фирмпроизводителей.
2. Учреждения профобразования уже сегодня должны менять привычные направления подготовки на новые, отвечающие запросам современного производства.
• «Основы мехатроники и приводной техники», где студенты получат представления о электропневматических и электрогидравлических приводах и релейно-контактных системах управления.
• «Программируемые логические контроллеры и датчики в системах управления» для понимания основ логики управления, знакомства с особенностями работы датчиков, реле и систем наблюдения за ходом технологических процессов.
2. Необходимы подготовка и повышение квалификации преподавателей по данным направлениям, причем лучше, если они пройдут и смежный курс обучения.
Во все времена главным показателем работы образовательного учреждения было и остается качество подготовки учащихся.
Линия подачи
Манипулятор