Роль мастера производственного обучения при подготовке квалифицированных кадров.
Отличительными чертами мастера производственного обучения являются его профессиональная компетентность и высокий профессионализм, ответственность за выполняемое дело.
Мастер производственного обучения сегодня – это не рабочий или специалист высокой квалификации, пришедший с производства и освоивший азы педагогики. Мастер имеет более высокий уровень профессионального образования (среднее или высшее) или даже специальное профессионально-педагогическое образование.
Я считаю, что:
- во – первых, в процессе производственного обучения мастер завершает то, что уже сформировали на теоретическом уровне преподаватели, несет главную ответственность за конечный результат подготовки. И если существуют проблемы в качестве подготовки студентов, так это дело рук мастера – не довел до конца начатое педколлективом,
- во – вторых, мастер, в отличие от преподавателя, постоянно занят не столько теоретической частью предстоящего учебного занятия, сколько организационными, практическими аспектами: нужно и план занятия иметь, и солидную учебно-материальную базу содержать, обновлять и совершенствовать ее.
- в - третьих, мастеру необходимо быть предпринимателем, так как требуется не только наличие оборудования, но необходимо сырье, материалы для изготовления продукции в учебно-производственных мастерских и наконец, знание, что изготовлять в процессе практики. И это далеко не все.
Для того чтобы успешно обучать и воспитывать студентов, мастеру самому нужны разносторонние знания, высокая общая культура.
Одна из первоочередных задач мастера по повышению квалификации — изучение передового производственного и педагогического опыта, отбор и использование в учебном процессе того, что наиболее полно отвечает специфике будущей профессии студентов, а также изучение вопросов материально- технического оснащения мастерских и подготовки обучающихся для работы.
Наиболее эффективной формой повышения квалификации для меня была зарубежная стажировка в Турции . Во время стажировки я работал по программе, утвержденной Министерством образования РК совместно с Агентством по международному сотрудничеству ТИКА (Турция) в рамках развития сотрудничества и поддержки модернизации системы профессионального образования. Я внимательно изучил опыт новаторов производства, использование ими передовой техники и прогрессивной технологии. Работал на заводе Mercedes-Benz по сборке коммерческой техники, а также крупнейшем дилерском центре Volkswagen Group. Эти достижения я стараюсь применять и в учебном процессе. Для более успешного обучения и воспитания студентов я также изучаю конструктивные и методические материалы. Слежу за обобщением передового опыта в журналах, газетах и т.д.
Как известно любовь к профессии начинается с любви к колледжу, мастерской,
рабочему месту. Считаю, что решающее значение имеет первое впечатление студента. Поэтому я стараюсь сделать все возможное, чтобы день, когда студент –первокурсник впервые вступит на порог мастерской, запомнился ему на всю жизнь как что-то значительное, праздничное, чтобы слова… мой колледж, моя
мастерская он произносил с гордостью.
Не менее серьезно готовлюсь к занятиям с учебной группой второго и третьего курсов, так как студенты от первого периода – усвоения приемов и первоначальных навыков выполнения основных операций переходят ко второму и третьему периоду обучения в мастерских и к производственной практике.
Таким образом, педагогическая деятельность мастера производственного обучения является весьма разносторонней и ответственной, требует от него больших знаний, педагогического опыта, профессионального мастерства и высокой общей культуры. Уроки производственного обучения являются незаменимыми при развитии производственных способностей студентов. Их умелая организация, продуманность индивидуальных творческих и групповых заданий, оригинальность и новизна форм деятельности способствуют развитию творческой, активной, самостоятельной личности, что, на мой взгляд, является особо востребовано в современном обществе.
Поэтому, мастер производственного обучения сам должен стремиться совершенствовать свое профессиональное мастерство ежечасно, каждодневно на протяжении всей трудовой деятельности.