ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ФИРМЫ НА РЫНКЕ
(ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ)
ЗАДАЧА 1.
Постройте матрицу позиционирования для фирмы, где Вы проходили практику.
Проведите оценку текущей ситуации. Оцените рыночные позиции. Фактическую ситуацию фирмы (ФС) представить графически.
ПОЯСНЕНИЕ К РЕШЕНИЮ
Необходимо провести анализ сложившейся маркетинговой ситуации фирмы на рынке. Маркетинговая ситуация может быть оценена при помощи стратегической матрицы. Для каждого фактора устанавливается вес (ранг) и оценка в баллах. Для оценки рекомендована следующая шкала:
ДЛЯ ВЕСОВЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ:
3 — очень важно, 2 — важно, 1 — менее важно;
ДЛЯ БАЛЛЬНОЙ ОЦЕНКИ:
5— отлично, 4—хорошо, З — удовлетворительно, 2 —отрицательно,
1— очень отрицательно.
В матрице в качестве переменных используются два фактора:
1) ситуация на рынке, которая характеризуется следующими показателями:
• темп роста объемов продаж: вес (ранг) — 3, оценка в баллах — 5;
• колебания цен: вес (ранг) — 2, оценка в баллах — 3;
• эластичность спроса: вес (ранг) — 2 оценка в баллах— 2;
• устойчивость рынка: вес (ранг) — 1 оценка в баллах —5;
2) собственные возможности фирмы, которые характеризуются следующими показателями:
• доля, занимаемая на рынке: вес (ранг) — 3, оценка в баллах — 4;
• уровень конкурентоспособности товара: вес (ранг) — 2, оценка в баллах 4;
• движение потребительских предпочтений: вес (ранг) — 2, оценка в баллах) — 1.
Расчет многомерной средней по совокупности количественных и качественных величин, заменяется балльной многомерной оценкой — стратегическими индексами:
где: В ср — средний балл (стратегический индекс) по совокупности факторов;
Вi, —балл, присвоенный экспертным путем каждому фактору в зависимости от его величины и силы действия;
Wi — ранг, или вес, каждого фактора в зависимости от роли, которую он играет в комплексе (на основе экспертных оценок).
Для проведения оценки текущей ситуации построим таблицу:
Таблица 1
Расчет координаты ситуации на рынке
Факторы |
Вес |
Оценки |
Резуль-тат | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||
Темпы роста объемов продаж |
3 |
|
|
|
|
х |
15 |
Колебания цен |
2 |
|
|
х |
|
|
6 |
Эластичность спроса |
2 |
|
х |
|
|
|
4 |
Устойчивость рынка |
1 |
|
|
|
|
х |
5 |
ИТОГО |
8 |
|
|
|
|
|
30 |
РЕШЕНИЕ:
В ситуации на рынке = 30 / 8 = 3,75.
Для проведения оценки рыночной позиции построим таблицу:
Таблица 2
Расчет координаты собственных возможностей
Факторы |
Вес |
Оценки |
Резуль-тат | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||
Доля, занимаемая на рынке |
3 |
|
|
|
х |
|
12 |
Уровень конкурентоспособности товара |
2 |
|
|
|
х |
|
8 |
Движение потребительских потребностей |
2 |
х |
|
|
|
|
2 |
ИТОГО |
7 |
|
|
|
|
|
22 |
РЕШЕНИЕ:
В собственных возможностей = 22 / 7 = 3,14.
Построим график фактической ситуации фирмы (ФС).
Позиционирование фирмы на рынке (матрица фактической ситуации фирмы на рынке)
По значению координаты ФС разрабатывается стратегия положения фирмы на рынке.