ГККП «Высшийколледж, город Кокшетау» при управлении
образования Акмолинской области
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА ПО ХИМИИ
Тема занятия: Бензол.
Задача: сформироватьпредставление о химических свойствах бензола,его получении и применении .
Цели занятия:
Обучающие: дать понятие об ароматических углеводородах, бензоле, особенностях их строения и проявляемых ими свойств.
Развивающие: продолжить формирование умений объяснять свойства веществ; обобщать, систематизировать знания обучающихся.
Воспитывающие :воспитывать умение вести диалог. Воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешную творческую и исполнительскую деятельность: увлеченность, наблюдательность,сообразительность, чуткость и уважительность.
Оборудование : мультимедийная презентация
Тип урока: комбинированный, урок изучения нового материала.
Формы: Рассказ,письменное тестирование, эвристическая беседа
Методы: Объяснительно-иллюстративный,частично- поисковый, репродуктивный.
Организация: взаимопроверка,индивидуальная работа.
Ход урока
Эпиграф к уроку:«Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие » А.М Ломоносов.
I. Организационный момент.
1.Приветствие,проверка группы.2.Постановка цели урока.
II.Опрос домашнего
задания.
2.1.Устный опрос
Вопросы:
1.Какие углеводороды называют алкинами?
2.Приведите примеры алкинов?
3.Напишите структурные формулы
алкинов и объясните правила номенклатуры: 3-метилпентин-1, 4-метилгексин-2
2.2 Работа по карточкам.
|
1 вариант |
2 вариант |
1. |
Молекулярная формула ацетилена… |
Молекулярная формула пропина…. |
2. |
Ацетилен при нормальных условиях является… |
Пентин при нормальных условиях является… |
3. |
В лаборатории ацетилен получают из …….. |
В промышленности ацетилен получают крекингом …….. |
4. |
Реакция ацетилена с водой называется……. |
Ацетилен горит ………….пламенем |
5. |
Составьте уравнение реакции горения ацетилена……. |
Составьте уравнения реакции тримеризации ацетилена |
Ответы: 1-вариант 1-С2Н2,2-газом,3-карбида кальция,4-гидротацией,5-С2Н2+О2-4СО2+2Н2О
2-вариант 1-С5Н8,2-жидкостью,3-метана,4-коптящим пламенем,5-3С2Н2-С6Н6
III. Объяснение нового материала
Проблемный вопрос: В 1825 году английский ученый Майкл Фарадеем 1825 г.
впервые был открыто вещество,состав которого 92, 3% углерода, 7,7 % водорода. Плотность паров этого вещества по
воздуху равна 2,69. Определите формулу данного вещества.
Ответ С6Н6-бензол. Тема нашего занятия Бензол.Толуол
3.1 Исторические данные
При исследовании этой жидкости Фарадей открыл новый углеводород – бензол. Название этому веществу дал Либих – (суффикс –ол
указывает на его маслянистый характер, от латинского oleum – масло).
3.2 Определение,строение молекулы
Арены –это ароматические углеводороды с общей формулой СnH2n-6, в молекулах которых имеется бензольное кольцо.Простейший представитель бензол (слайд6)
Структурную формулу предложил немецкий ученый Август Кекуле (слайд7)
3.3.Гомологи,номенклатура ,изомерия (слайд8 )
C6H6 -
БЕНЗОЛ
C7H8 - или C6H5 -СН3 метилбензол ( ТОЛУОЛ) (слайд 9,10,11)
C8H10-или C6H5 -С2Н5 ЭТИЛБЕНЗОЛ
C9H12 ИЛИ C6H5 -С3Н7 ПРОПИЛБЕНЗОЛ
Изомерия начинается с этилбензола ,1,2-диметилбензол или
о-ксилол,1.3-диметилбензол или м-ксилол,1,4 –диметилбензол или п-ксилол(слайд12 )
3.4 Физические свойства бензола(слайд 13 )
·
бензол – это жидкость,может находиться и в парообразном состоянии (при исследовании запаха).
·
Нерастворим в воде Хорошо растворяется в органических растворителях
·
Температура плавления бензола 5,5°С. бензол является сильно токсичным веществом. Вдыхание его паров вызывает головокружение и головную боль. При высоких концентрациях
бензола возможны случаи потери сознания. Его пары раздражают глаза и слизистую оболочку. (слайд 14 )
Дополнительный материал
объяснения вреда курения. Исследования дёгтеобразного вещества, полученного из табачного дыма показали, что в нём содержатся, помимо никотина, ароматические углеводороды. обладающие сильными канцерогенными свойствами, т. е. эти вещества действуют как возбудители рака. Табачный дёготь при попадании на кожу и в лёгкие вызывает образование раковых опухолей. Курильщики чаще заболевают раком губы, языка, гортани, пищевода. Они намного чаще страдают стенокардией, инфарктом миокарда. Отмечаю, что около 50% ядовитых веществ курильщик выделяет в окружающее пространство, создавая вокруг себя кольцо “пассивных курильщиков”, у которых быстро появляется головная боль, тошнота, общее недомогание, а затем могут развиваться и хронические заболевания.
3.5 Получение бензола.
1.Тримеризация ацетилена. /Зелинский в лаб. усл./(слайд15) C акт. 400оС
3С2H2 -----→ C6H6 -реакция Зелинского Николая Дмитриевича
2.В больших количествах бензол получают переработкой каменного угля и нефти
3.Дегидрирование алканов
С6Н14-----→ C6H6 +4 Н2
3.6.Химические свойства бензола(слайд16)
Реакция замещения С6Н6 +Br2 → C6H5 Br + HBr(слайд17)
бромбензол
Реакция нитрования С6Н6 + НОNО2 →С6Н5NО2 + Н2О(слайд18)
нитробензол
Реакция горения 2С6Н6 + 15О2→ 12СО2 + 6Н2О
Реакция хлорированияС6Н6 +3 Cl2 → C6H6Cl6
гексахлоциклогексан (слайд19)
бензол не взаимодействует ни с бромной водой, ни с раствором перманганата калия, то есть не дает качественных реакций на непредельные углеводороды.
3.7 Применение бензола и его гомологов. (слайд20)
Этилбензол - используют в органическом синтезе, например для получения ацетофенона жидкофазным каталитическим окислением, как растворитель и компонент высокооктановых бензинов
Стирол - применяют почти исключительно для производства полимеров. Многочисленные виды полимеров на основе стирола включают полистирол, модифицированные стиролом полиэфиры, пластики АБС (акрилонитрил-бутадиен-стирол) и САН (стирол-акрилонитрил).
Полистирол - широкое применение полистирола (ПС) и пластиков на его основе базируется на его невысокой стоимости, простоте переработки и огромном ассортименте различных марок. Наиболее широкое применение (более 60% производства полистирольных пластиков) получили ударопрочные полистиролы, представляющие собой сополимеры стирола с бутадиеновым и бутадиен-стирольным каучуком. В настоящее время созданы и другие многочисленные модификации сополимеров стирола.
Ацетон
·
Сырьё для синтеза многих важных химических продуктов
·
Используется для мытья химической посуды, благодаря низкой цене, малой токсичности высокой летучести и легкой растворимости в воде.
·
Для быстрой сушки посуды и неорганических веществ
Дополнительный материал
А вы знаете,что ……
Использовать бензол разрешается только в качестве топлива для автомобилей, добавляя его к бензину. Отпускать и применять бензол, для каких бы то ни было других целей (промывки деталей, разбавления красок, химической чистки одежды, мытья рук и т.д.) запрещается. Содержание бензола в бензино-бензольной смеси не должно превышать 25% по объему.
IV.Закрепление пройденного материала…(слайд )
Вопрос-ответ
Первым представителем гомологического ряда аренов является ... (толуол, бензол, ксилол). Это вещество имеет молекулярную формулу ... (C6H6, C5H4,C7H8) и содержит ... (пять, шесть, семь) атомов углерода,замкнутых в цикл. Арены имеют общую формулу ... (CnH2n, CnH2n + 2, CnH2n – 6).
Тест Бензол
1.Общая формула ароматических углеводородов
А) СnH2n
Б)CnH2n+2
В)CnH2n-6
Г)CnH2n-2
2.Ароматические углеводороды иначе называют
А)Циклоуглеводородами
Б) Аренами
В)Бензольными
Г)Пахучими
3. Бензолу не свойственно
А)Жидкое агрегатное состояние
Б)Хорошая растворимость в воде
В)Характерный запах
Г)Температура кипения 80,1°С
4.В какой из перечисленных реакций образуется хлорбензол
А) C6H6+Cl2
Б)C6H6+Br2
В) С6H12+Cl2
Г) C7H8+Cl2
5.Продукт реакции нитрования бензола
А) 1,4-динитробензол
Б)Нитробензол
В)1,3,5-нитробензол
Г)Смесь нитробензола и хлорбензола
6. Производные бензола, применяемые в народном хозяйстве:
А)Ацетон
Б)Хлорбензол
В)Этиленгликоль
Г)Глицерин
V. Итоги урока. Выставление оценок с комментарием
Какие углеводороды называют аренами?
VI Домашнее задание: выучить гомологический ряд аренов,с117-128,выполнить задание№1 с 129 Дополнительное задание(разминка)
текст «перевертыш»,нужно правильно озвучить фразу. Это может быть поговорка, пословица, строчка стихотворения, содержащие названия металлов.
1. Звери живут за неметалл. (Люди гибнут за металл.)
2. Разговор – ртуть, крик –платина. (Слово – серебро, молчание – золото.)
3. Гладь металл, пока холодно. (Куй железо, пока горячо.)
4. Пролежал холод, сушь и оловянные трубы. (Прошел огонь, воду и медные трубы.)
5. Не все то грязь, что тусклое. (Не все то золото, что блестит.)